День памяти прп. Савватия Соловецкого в храме апостолов Петра и Павла в селе Быков

10 октября, в день памяти прп. Савватия Соловецкого, архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский Аксий возглавил Божественную литургию в храме святых первоверховных апостолов Петра и Павла в селе Быков. Владыке сослужили настоятель храма протоиерей Вячеслав Каличава и диакон Кирилл Пермяков. В завершение богослужения владыка обратился с проповедью к прихожанам:

«Когда мы обращаем молитвы свои к Господу, конечно, мы надеемся на то, что Он нас услышит. И что греха таить, очень часто, наши молитвы бывают о земном. Правда же? Мы просим здоровья своим близким, родным, в конце концов самим себе. Мы просим, чтобы Господь устраивал дела у наших детей, у наших внуков, чтобы на работе они справлялись со своими обязанностями, и учеба в школе или в институте не подводила, словом всё, из чего, отчасти, состоит наша жизнь. Но христианин никогда не должен забывать о том, что не только о теле мы с вами должны заботиться, а в этом смысле наши просьбы не говорят о духовном и святом. Да, конечно, мы можем сказать следующее, что ведь здоровье — это дар Божий, несомненно. Поэтому я не отрицаю смысл всех этих молитв, но говорю о том, о чем говорил Господь в Евангелии: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться (Мф. 6:25). Бог промышляет о всем роде человеческом, о всех нас. Не означает же ведь это, что совершенно не нужно заботиться о тех вещах, о которых я сказал. Конечно нет. Но самое главное, мы должны духовное попечение о нашей душе поставлять на первое место.

Скажите, когда кто-нибудь из нас просит у Бога смирения и терпения, как Бог нам это преподаёт, через кого? Через того, от кого нам совершенно не хочется слышать никакие слова укоризны, никакие тяготы и немощи этих людей нести. Но вот именно об этом печется Господь, когда говорит, что перво-наперво нужно заботится о спасении своей собственной души. Вот эти добродетели, о которых мы с вами говорим, добродетели смирения, терпения, мудрости не говорить тогда, когда не надо говорить, и говорить тогда, когда нужно говорить. У нас часто наоборот получается, когда ближние наши нам говорят, что мы не правы, в этом случае неправы они.

А как мы реагируем на эти слова? Всегда ли мы с добродушием выслушиваем слова этой критики? Всегда ли мы благодарим этих людей, сказав: «Знаешь, спасибо тебе. Я никогда даже не замечал за собой этого». Но, наверное, не грех будет сказать, что на пальцах одной руки мы можем посчитать эти случаи, когда мы благодарим наших вразумителей. А на самом то деле они делают нужное дело.

Простой пример. Есть лекарства, по вкусу достаточно горькие. Мы, взрослые, их принимаем, запивая или заедая, но также иногда даем и ребенку. Ребенок, чадо наше, кривится, не хочет их принимать, потому что не вкусно. Но разве, преподавая эти лекарства, мы наносим, или желаем нанести ему вред? Конечно нет. Мы желаем, чтобы он выздоровел, исцелился, и чтобы болезнь отступила. Вот так и Господь. Он тоже с нами, как с малыми неразумными детьми, также поступает. Но для чего? Только для одного — чтобы мы голос Его слушали и слышали в своем сердце. Потому что очень часто мы забываем о том, что Бог над нами. Мы это отчетливо вспоминаем вспоминаем тогда, когда в нашей жизни происходит что-то. Либо с нами, либо с нашими близкими. И, впрочем, это естественно для человеческой природы. И скажу более, Бог знает, что, когда у нас в жизни все хорошо, замечательно, с мирской точки зрения, нет проблем, более-менее здоровы, живы, то тогда мы часто отступаем, и отходим от него. Тогда и сердце наше забывает помолиться перед едой или после еды, утром и вечером, хотя бы небольшую, краткую молитву, перекрестившись перед этим, принять святой воды, просфору, и попросить у Бога: «Дай мне помощи принять все то, что ты для моей души полезное будешь попускать». Ведь ничего в жизни нашей не происходит без воли Божией. Даже все самое худое, дурное, как нам кажется, не происходит без Его ведения. Он все знает. Он знает не только, что мы делаем, но Он даже знает то, чем мы дышим. И даже какие мысли в нашей голове бывают. А уж если об этих мыслях поведать кому-нибудь из ближних, то мы и сами покраснеем и устыдимся. Потому что понимаем, что часто недолжное, ненужное, греховное и страстное пребывает в нашем сердце.

И вот, чтобы человек не ушел от Бога далеко, Он вот таким образом промышляет о нас. Ведь мы же просим о том, чтобы Он нас не забыл. Но мы, как те неблагодарные девять исцелившиеся от проказы, жители одного селения, которых исцелил Сам Господь, даже тогда, когда мы получим, и «спасибо» не скажем, а если и скажем Ему свое благодарение, то это бывает как-то очень внешне, без затрагивания нашего сердца. А вот, чтобы опуститься на колени, сказать: «Господи, вот Ты мне это дал. А я не понимаю за что. Неужели я что-то такого сделал, что Ты на мои просьбы вот тут же, сейчас отвечаешь?» Вот это будет истинное благодарение, дорогие мои. Это не должно быть показным, как-то только внешним. Это должно быть внутреннее, особое ощущение близости Бога. И тогда Бог, видя, что не без пользы, подает нам просимое, будет давать еще больше.

И ведь святые отцы, мужи, с которых мы сейчас берем пример, о которых мы читаем в священных книгах, в житиях различных, или просто в повествованиях, как раз и ужасались этому. «Как ты, Господи, нам людям немощным, в первую очередь, духовно немощным, слабым, грешным даешь эти дары и открываешь свои тайны». И вот от осознания величия Бога, и от осознания такого близкого расположения к Нему, сердце замирает и трепещет.

Дай Бог, дорогие мои, чтобы и наши сердца всегда слышали голос Божий. Это необходимое условие правильного устроения нашей земной жизни. Таким образом мы в этом смысле совершаем и устраиваем свою вечную жизнь в этом земном мире. Именно, по этой причине, очень важно быть внимательными к самим себе. Не совершать тех грехов, о которых мы знаем, что это совершенно точно греховное деяние. И Господь осуждает его, но осуждает не с точки зрения судьи, который говорит, что это законно, а это не законно, нет. Он осуждает, только исходя из величайшей милости к нам, потому что понимает, что, совершив тот или иной грех, человек будет опускаться все ниже и ниже, и дальше и дальше уходить от Бога. А все-таки Он желает быть около него или вовсе рядом с ним. Так вот, все эти примеры, они дают нам возможность подражать святым. Как и говорит апостол Павел: Подражайте вере их (Евр. 13:7). А вера без дел мертва (Иак. 2:26).

Поэтому, подражая вере святых, праведных, преподобных, благочестивых мужей и жен, мы с вами будем нести свой крест, совершать свое спасение в этом мире. Дабы жизнь вечную уготовать для нашей души, и чтобы место оказалось тем, в котором мы с вами желаем пребывать. Это место рядом с Господом. Аминь!»

За тем глава епархии отслужил краткую заупокойную литию у могилы предыдущего настоятеля храма протоиерея Владимира Храмцова.