День памяти святого великомученика Димитрия Солунского

8 ноября, в день памяти святого великомученика Димитрия Солунского, архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский Аксий возглавил Божественную литургию в кафедральном соборе Рождества Христова. Владыке сослужили клирики собора иерей Мариан Колищак, иерей Кирилл Пермяков, диакон Виталий Лебедевич, диакон Александр Скородинский и диакон Димитрий Тарапатов.

По окончании богослужения глава епархии обратился к прихожанам с проповедью:

«Сердце каждого христианина радуется тому, что Господь даёт нам эту великую благость — прикоснуться хотя бы какой-то частицей нашей души к тому небесному, к тому святому неземному горнему миру, где обитают ангелы, где обитают святые, где Сам Господь. Но мы чувствуем Его близость к нам, особенно в моменты нашего общения с Ним, в момент Богообщения, тогда, когда кажется, что и время уходит куда-то вдаль, и не существует того огромного пласта проблем, того огромного пласта нестроений в нашей жизни, а есть только человек и Бог. Вот об этом сегодняшняя притча, дорогие мои, которую мы с вами все слышали. Она достаточно проста для понимания.

Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но, если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят. (Лк. 16:19-31)

Всем нам понятно, что даже в физическом мире существует закон сохранения энергии: если где-то, откуда-то убывает, то обязательно где-то прибывает. Так и в жизни духовной, если человек проживает жизнь свою беспечно, подобно этому богачу, то что ждёт его в мире загробном? Там, где уже не будет ни времени, там будет вечность.

И вот Лазарь всё это получает в той жизни, жизни вечной лишь только по одной причине – за его терпение, которое Бог даровал ему, и которое он воспитал в себе.

А что же мы, современные люди, можем глубинного и духовного почерпнуть из этой притчи? Ведь каждый практически может сказать, что у меня нет в жизни такого, чтобы я не замечал бедняков или тех людей, которые нуждаются в моей помощи. А, кстати сказать, ведь богач тоже как будто параллельную жизнь проживал, жил своей жизнью и как будто бы не замечал Лазаря. Смотрите, он даже его не отгонял от своего дома, настолько, как мы говорим, замыливается глаз, что человек уже перестаёт замечать какие-то вещи, вокруг него происходящие. Часто мы в своей жизни просим своих друзей, близких и знакомых оценить наши дела в профессиональной деятельности или какие-то поступки и говорим: «посмотри, может я уже что-то не вижу, глаз у меня замылился». Вот так же произошло только не с вещественными глазами, физическими очами богача, а с духовным зрением его.

Так что же нам, людям современным, необходимо из этой притчи для себя уяснить? А уяснить нужно то, собственно, о чём говорит нам святоотеческое предание, что только через Крест Христов, прилагая уже результат и уроки того подвига, который совершил Господь здесь на Земле, человек спасется, через терпение страданий.

Подобные ситуации в нашей жизни случаются, и очень важно уйти от постоянно преследующего нас ропота. Ведь, посмотрите, мы абсолютно на всё ропщем. Мы очень часто проявляем недовольство практически по любому поводу. Даже проявляем недовольство потому, что другой человек живёт лучше, и спрашиваем, почему он так живёт, что это у него, откуда, я имею ввиду даже какие-то материальные блага.

Не приходят же нам мысли следующего содержания: «Господи, какой же Ты милостивый, что Ты хоть кому-то даёшь пользу, а не нам. Потому что он, значит, распорядиться может лучше этим, чем я».

Проявление этого недовольства очень часто сопровождает нас в течение всей нашей жизни. А, знаете, ведь именно поэтому Господь нам и не даёт каких-то высот духовных, земных, потому что знает, что если мы окажемся в такой ситуации, то вряд ли со смирением это примем. Вот представьте себе на минуту, если кто-то из нас, хоть один человек, ну или пусть каждый из нас, допустим, мог творить бы чудеса. Боже мой! Что бы потом началось! Да, может быть, мы поначалу с благодарностью восприняли бы это. А что было бы дальше? Можно только представить, и от этого волосы бы встали дыбом. Ведь святые получали всю ту благодать от Бога, не потому, что они были достойны, но, наоборот, осознавали своё недостоинство перед Богом и людьми. От этого смирения и рождалось это великое благодатное состояние их души, что и от Бога эти дары воспринимали с благодарением и смирением».