Архиерейское богослужение в Неделю по Рождестве Христовом

10 января, в Неделю по Рождестве Христовом, архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский Аксий возглавил Божественную литургию в кафедральном соборе Рождества Христова в сослужении секретаря епархии иеромонаха Илариона (Сухарникова) и клириков собора иерея Мариана Колищака и иерея Кирилла Пермякова.

По окончании богослужения владыка Аксий обратился к прихожанам с проповедью:

«С Великим праздником Христова Рождества, дорогие мои братья и сестры, я всех вас поздравляю!

Сегодня Святая Церковь чтит память праведных Иосифа Обручника, царя Давида и Иакова, брата Господня. Сегодня мы чтим во плоти родственников Господа Бога нашего Иисуса Христа.

Евангелие нам не повествует о том, как проходило детство Христа Спасителя, не повествует о том, как проходили его юношеские годы, чем он занимался, как он трудился, что он делал. И в этом смысле лишь святоотеческие творения говорят нам о том, как эти годы проживал младенец, отрок, юноша Христос.

Мы слышим сегодня повествование об Ироде, к которому пришли волхвы и сказали, что мы идем поклониться тому, который родился, тому, которого ваши пророки дали и обещали, поклониться тому, которого ждал на тот момент весь мир. Но причины этого ожидания были совсем разные у людей, и быть может не нашлась бы даже горстка людей, которые бы видели во Христе Спасителя человеческих душ.

И вот, волхвы говорят Ироду о том, что идут поклониться, а Ирод, лукавый человек, просит их рассказать о том месте, где ныне обитает Христос. Чтобы, продолжает Ирод, я пошел и поклонился ему.

Эти помыслы не были чисты и искренни, эти мысли были далеко не Божии и недобрые, потому что его последующие злые деяния воспоминаются ныне и нами, а точнее они будут воспоминаться в завтрашнем (11 января) дне. Вспоминаются младенцы, в Вифлееме жившие, которых Ирод велением лишь только своей воли, приказал убить, ни в чем неповинных детей.

Когда катастрофы случаются в нашем мире, тогда, когда мы видим все это несправедливое, абсолютно несправедливое, устройство этого мира, то и у нас возникает соблазн посмотреть на небо и сказать: «Господи, ну где ты? Разве Ты не видишь все, что происходит в этом мире, разве Ты не в силах прекратить эти гонения христиан, которые и ныне существуют?» Это мы здесь с вами живем достаточно свободно и спокойно, можем исповедовать свою веру, и к нам сейчас в храм, слава Богу, не ворвутся люди и не заберут всех и не отдадут нас на мучения. Но это было несколько десятков лет назад в нашем Отечестве, и ныне это продолжается, в некоторых странах Ближнего Востока христиане гибнут каждый день.

И вот эта историческая связь тех далеких времен, 2000 лет назад, и ныне, и, скажу даже так, будущих христиан, она практически, эта история, не изменяется. Да и не изменится. Потому, как и Самого Христа люди не приняли. Даже Ирод, помышляя, что родился вот тот, который, как он думал, займет мое место. Но человек в здравом уме разве может подумать, что он будет жить вечно? Насколько диавольская злоба обьяла его ум и сердце, овладела всем его существом, поэтому он и говорит эти слова, он испугался того, что Христос будет царствовать над иудеями.

До отроческих и юношеских лет Христа сменилось несколько Иродов. О разных Иродах повествуют нам, евангелисты. О том, который был во времена рождения Христа, и о том, который был, когда Христу надлежало пострадать. До этого тоже были нечестивые цари. Но эта боязнь происходит с человеком тогда, когда он понимает всё так и проповедует, что будто он сам является мерилом и сосредоточием всей своей жизни.

Мы с вами, слава Богу, об этом так сказать не можем. И не потому, что мы не сильны, и не потому что мы не добиваемся каких-то успехов в различных сферах нашей жизни, а потому знаем, что Бог может в одно мгновение изменить течение нашей привычной жизни и тогда все наше недовольство, которое и таковым то по сути не является, если условия нашей жизни изменяются с точки зрения этой земной жизни не в лучшую сторону, кажется уже и не таким критическим. Бог знает это, и по этой причине в том числе не попускает слишком изменяться этому миру, в ту или другую сторону по той причине, что человек просто физически не сможет выдержать эти изменения.

Праведный Иосиф убегает со своим семейством в Египет, потому что получил весть от Ангела, уйти в эту страну. Там проходят дни с рождения Иисуса Христа. Они потом возвратятся в Назарет, на родину Пресвятой Богородицы, и Господь будет воспитываться там, научаясь ремеслу у своего названного отца.

А дальше будет то, о чем мы с вами знаем и о чем мы с вами слышали. Дальше будет его Крестный путь, дальше будет и вопрос к нам: А ты, человек, вот согласен на этот путь вместе со своим Христом? Ведь, ты к Нему обращаешься за помощью, чтобы Он исцелил твоё тело и твою душу, чтобы Он утолил твою жажду.

Не все люди покланяются Христу ныне. Не все люди покланялись Христу-младенцу и тогда, когда Он родился в Вифлееме. И происходит это от того, что Бог смотрит на наши сердца и видит, кто-то может Христа принять, а кто-то Его принять не может.

Но чтобы понять, что Бог существует, необходимо самому стать христианином. Это, с точки зрения научной, и есть опыт, потому что, с точки зрения рационального ума, любое явление требует словесной формулировки. Оно становится, это явление, настоящим, истинным тогда, когда оно проходит череду опытов, тогда, когда опытным путём доказывает, что то или иное явление нашего мира физического существует, но, чтобы человеку доказать это, необходимо быть самому вовлечённым в эту жизнь. Поэтому тогда, когда говорят вам люди, что Бога нет, расскажите доказательство Его бытия, укажите их, но они не вполне поймут, о чём вы говорите. Потому что, чтобы доказать бытие Бога в том доказательстве, которое хотят они, необходимо самому начинать жить по-христиански, потому что иного доказательства, которое бы повлияло очень сильно на душу человека, не существует.

Сколько бы мы чудесных случаев, рассказов, чудес ни приводили этим людям, они пытаются всё объяснить, как им кажется, с точки зрения рационального разума, ума.

Бог даёт нам эту свободу, абсолютную свободу, не зависящую ни от наших страстей, ни от сиюминутных изменений течений человеческой истории, тем более, ни от каких-то там событий, политических партий, движений, экономического состояния.

Он даёт нам эту свободу всегда, каждую минуту нашей жизни. А вот определиться, куда направить нам эту свободу, необходимо уже здесь и сейчас. И скажу более, в каждую минуту это определение должно иметь чёткий и ясный ответ нашей жизни.

Дай Бог, дорогие мои, чтобы мы всегда делали с вами правильный и нужный выбор, чтобы те пророчества, то служение наших прародителей и святых отцов, память которых мы чтим и вспоминаем, было примером для нас, их жизнь праведная, их ошибки. Чтобы не поступать так, как иногда поступали они, сообразуясь с духом времени, с духом века, с духом слова, а всегда идти за Христом вне всяких обстоятельств, вне всяких жизненных, иногда тяжёлых событий.

Пусть, дорогие мои, свет Вифлеемской звезды укрепляет наши мысли. Пусть тогда, когда уныние и отчаяние приходит в наш дом, в наше сердце, вспомним мы лежащего в яслях Богомладенца Христа и воспоём Ему ангельскую песню, которая и ободрит нас и утешит, и прогонит всякую печаль, и мы с силой и верой во спасение пойдём по жизни дальше.

Слава в вышних Богу и на Земле мир, в человецех благоволение! Аминь. С праздником всех вас поздравляю! Слава Тебе Боже, Слава Тебе Боже».