Неделя 2-я Великого Поста. свт. Григория Паламы.

28 марта, в Неделю 2-ю Великого Поста, Свт. Григория Паламы, архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский Аксий возглавил Божественную литургию в кафедральном соборе Рождества Христова в сослужении секретаря епархии иеромонаха Илариона (Сухарникова), иерея Мариана Колищака.

По отпусте Литургии глава епархии обратился к прихожанам с проповедью:

«Во вторую неделю, во второй воскресный день святого Великого поста Святая Церковь положила воспоминание памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонийского.

Этот святитель жил в 14 веке. Он был известным афонским монахом, человеком, который написал достаточно много творений.  И основной мыслью, проходящей через его письма, его поучения, является следующая мысль, что Бог может быть познаваем человеком.

Никогда никакой религиозной мысли ни в те времена, ни во времена допотопные, ни временя дохристианские, ни в нынешнее время – никогда мысль эта не звучала среди человеческой общности, потому что в религиозном сообществе всегда рождалась следующая мысль, что Бог никогда не может быть постижим, что Бог является неким Абсолютом, совершенством.

Мы с вами и со страниц Священного Писания читаем об этом. Что Бог вседовольный, всесовершенный, всеблагой, у Него нет абсолютно никакого недостатка, которых у нас мы множество обретаем. Но кого-то заинтересует эта мысль и задастся справедливым вопросом: А как же человек? Если Бога он постигнуть не может, то тогда какая польза от всего подвига Христа, который Он совершил на кресте? Тогда какой смысл полагается в Его очеловечивании, в Его страданиях?

Именно Христианство пришло на смену всем религиозным прочим мыслям, которые не давали ответ человеку на этот очень важный вопрос. Мы вкушаем Тело и Кровь Христовы не под каким-либо иным смыслом, как только, что это настоящая Плоть и Кровь Его. Поэтому так мы относимся к священным Таинствам, преподаваемым нам от Бога. По этой причине мы готовимся к принятию Тела и Крови Христовых. Уж каждый по своим способностям, но и получает это вознаграждение, если можно говорить такими словами, в виде присутствия Бога в нашей жизни, а точнее ощущения Его близости.

Если когда-то кому-то Бог помог, единожды, а это случается не единожды, конечно, то человека невозможно никаким образом разуверить в присутствии и бытии Бога в своей жизни. Именно по этой причине мученики шли на крест, шли на смерть. Мы постоянно об этом вспоминаем, но никакой другой причины в этом нет.  Потому что они видели в этом смысл своей жизни.

Святитель Григорий говорил о том, что свет Фаворский есть проявление Бога в сердце человека. Из сердца человека, с одной стороны говорит Евангелие, исходят все греховные помышления, но и сердце человека – это духовный орган, не физический, который способен эту благодать внутри содержать и удерживать. И здесь способностям нашим Бог дает абсолютную свободу, Он не нарушает ее, если ты, человек, хочешь совершать зло –совершай, делать добро- делай. Если делаешь это добро, то свет в тебе светит.

Поскольку мы созданы по образу и подобию Божию, то видеть должны это в другом человеке, но ведь способность видеть святость в другом человеке – это не просто так дается. Это ведь приобретается вследствие того, насколько и наше сердце очищается, если мы начинаем видеть в человеке добрые поступки, прежде чем видим греховные устремления, то это означает, что мы исполняем заповедь Христову. Это означает, что мы немного приближаемся к тому идеалу, к которому Он нас призывает. А если мы думаем, что свет, который в нас есть оказывается тьмой, как мы читаем в Евангельских строках. Если мы думаем, что око наше нелукавое и может мыслить достаточно справедливо, полагать критерии, рассуждая о тех или иных поступках людей, узнавая или догадываясь, что чаще происходит о причинах их поступков. И вот таким образом, вынося это суждение, мы часто уходим от истинности и реальности нашей жизни.

Пусть же Божия Благодать, совершающая в человеке перерождение, пусть этот свет, нетварный свет, который увидели Апостолы на горе Фавор, будет обымать и наши сердца, попаляя тернии наших согрешений, пусть дарует нам вечный мир и покой, который обрели в жизни своей святые мужи и жёны, и по их образу жизни мы напутствуемы этой великой Помощью Божией. Аминь!»