Размер шрифта
-+
Цвет сайта
Изображения
Вкл.Выкл.

Краткие поучения на каждый день года

Двадцать шестой день августа месяца (8 сентября по новому стилю). 
Поучение 1-е. Свв. муч. Адриан и Наталия.

(О современных женщинах, воспитанных без христианскаго благочестия).

   I. Прославляемые ныне св. церковию свв. муч. Адриан и Наталия были супруги и соединены супружеством только один год. Жили при императоре Максимиане, в Никомидии Вифинийской. Этот император, воздвигнув гонение на христиан, обещал награды тем, которые будут указывать скрывающихся христиан или сами станут приводить их. Явилось множество доносов. В это время, по доносу, было взято 23 христианина в пещере близ Никомидии. Их мучили, заставляя поклониться идолам. Между прочими, был схвачен и Адриан. Царь велел посадить его в темницу. Один из слуг Адриана донес Наталии, что ея муж заключен в темницу. Наталия испугалась; но, когда узнала, что Адриан страдает за Христа, обрадовалась, потому что сама была тайною христианкою, и поспешила к нему в темницу с словами ободрения: «Блажен ты, господин мой, что уверовал во Христа. Ты приобретаешь великое сокровище. Не жалей своей молодости и красоты: бренное наше тело есть пища червям; не думай и о богатстве: оно не принесет пользы в день страшнаго суда. Лишь одни добрыя дела и веру принимает Бог». Св. Адриан сказал супруге, чтобы она шла домой, и обещал известить ее о времени своей казни. Узнав об этом времени, он сам, отпущенный из темницы за порукою мучеников, поспешил в свой дом. Но Наталия подумала, что Адриан отрекся от Христа, не хотела пустить его в дом, говоря: «уйди от меня, отступник!» — «Я не бежал от мучений, а пришел звать тебя — посмотреть нашу кончину», говорил Адриан Наталии, стуча в двери. Св. Наталия отворила двери. «Блаженна и ты между женами! сказал ей Адриан. Воистину ты любящая жена. Ты общница мучеников, хотя и не терпишь мучений». Св. Адриана мучили жестоко. «Пожалей себя, призови наших богов», внушал Адриану Максимиан. «Пусть боги твои скажут мне своими устами, какое благодеяние обещают они мне; тогда я поклонюсь им;, а если они не могут говорить, то зачем и кланяться им?» отвечал Адриан. Св. Наталия все не переставала укреплять мужа. Святым мученикам отбивали руки и ноги на наковальне. Наталия просила, чтобы мучители начали с ея мужа, и сама помогала мужу класть на наковальню ноги и руки. После сего тела мучеников хотели сжечь, бросив в печь. Но вдруг поднялась страшная гроза и пошел сильный дождь. Слуги разбежались, а многие из них были убиты молниею. Наталия взяла руку Адриана и хранила в своем доме. Тысяченачальник императорской армии хотел жениться на ней, но она, узнав это, скрылась в Византию. Здесь во сне явился ей Адриан и сказал, что она скоро будет успокоена Господом. Действительно, святая вскоре скончалась. Мощи св. Адриана находятся в Риме, в церкви его имени.
   II. Бр.! Какой высокий идеал истинной христианки являет нам св. Наталия.
   а) Не припоминаются ли вам, бр. при этом противоположные образы женщин, о которых так много говорят и пишут в последнее время; — отбрасывается естественная стыдливость женскаго пола, усвояются мужския манеры, поднимается неугомонная гоньба за всевозможными учениями, без разсуждения, нужно ли это им, полезно ли, относятся ли эти учения к тем обязанностям, которыя их ожидают, небрежение о родном доме, стремление к ранней самостоятельности, дерзкия слова матери, желание избавиться от власти отца, негодование пред мыслию о какой‐либо власти, наконец, охлаждение к церкви, к той церкви Господней, которая и вызвала женщину из рабства и открыла ей высокое назначение… О таких женщинах и девицах наверное не будут плакать у гроба их, или будут плакать слезами горя, не имущаго упования.
   б) О подобных женщинах и девицах нужно сказать, что вообще вся их жизнь идет ненормальным путем. Подобныя девицы в большинстве случаев и замуж выходят не по расположению, а по непростительному легкомыслию или по грубому расчету. Поэтому с самой первой поры сделается подобной девице ненавистною эта совместная жизнь, эта необходимая зависимость от мужа. Брачныя узы ей кажутся тяжкими оковами. Дети для нея лишнее бремя, помеха в жизни, а если она, по видимому, и любит их, то любит для себя, для своей суетности, и переливает в них свою пустоту, развращение своего сердца. Такая женщина, может быть, и схватит несколько преступных удовольствий;, но жизнь же непременно даст ей почувствовать, что нельзя безнаказанно попирать ея уставы, и смерть ея не вызовет уже горячих слез ни у мужа, ни у детей.
   III. Жизнь же сердца в нравственной красоте и святыне целомудрия влияет на окружающих женщин так, что в виду ея оне не позволяют сказать ни одного нескромнаго слова. Живое религиозное чувство, которому женское сердце может быть отличным проводником и дома, и в обществе, безраздельныя чувства супруги и матери, полное посвящение себя воспитанию детей, чувства любви христианской с ея милосердием и состраданием к бедствующему человечеству — вот где истинное назначение и истинная доблесть жены христианки. (Сост. по Ч.-М. и Слов. и реч. прот. П. Смирнова, ч. 2-я). 

Поучение 2-е. День Владимирския иконы Божией Матери.

(История празднуемаго события с указанием на силу ходатайства Божией Матери за род человеческий).

   I. Настоящий день приснопамятен для церкви и отечества нашего по следующему великому историческому событию.
   В конце 14 столетия по Р. Христове, в глубине Азии один отважный военный предводитель, по имени Тамерлан, успел многочисленныя татарския племена соединить под своим управлением в одно громадное полчище, чтобы с этим полчищем покорить все царства. Действительно, пред напором диких выходцев азиатских степей ни одно из бывших тогда государств не могло устоять. Подобно саранче, татары, предводительствуемые свирепым Тамерланом, сокрушали все, попадавшееся им на пути. Тысячи цветущих городов Азии обращены были ими в пепел и многолюдныя государства сделались пустынями. Тамерлан, названный современниками бичем Божиим, подвигался все более и более к Европе и прежде всего обратил свой хищнический взор на отечество наше. В 1395 году он вступил в пределы России, с целию покорить Московское государство. Все пришли в ужас, услышав о нашествии безпощаднаго и несокрушимаго врага, уже достигшаго берегов Дона и ознаменовавшаго свой путь кровию и опустошением городов и селений русских. Бывший в то время великий князь московский Василий Дмитриевич выступил с своим войском на встречу врагу и остановился на берегу Оки близ Коломны. Но не на свою силу уповал благочестивый князь, а единственно ожидал спасения от Господа, пребывая с войском своим в непрестанной молитве. Благочестивый князь всем заповедал молиться об отвращении нашествия страшнаго врага. Во всем московском государстве, особенно в первопрестольном граде Москве, народ с утра до вечера пребывал в храмах, совершая молебствия о князе и его воинстве. Особенно наступивший пост пред праздником Успения Божией Матери был посвящен самому строгому воздержанию, самым усердным молитвам и покаянию, для умилостивления гнева Божия. Среди наступавшаго бедствия предки наши не могли забыть древних милостей Божиих, которыя многочастно являемы были отечеству нашему заступлением Богоматери, Защитницы рода христианскаго. В то время, в пределах московскаго государства, в городе Владимире была чудотворная икона Божией Матери, писанная, по преданию, евангелистом Лукою и прославленная многими чудодейственными знамениями. По воле великаго князя и митрополита Московскаго Киприана, для ограждения от угрожающаго бедствия и утешения скорбящих граждан столичнаго града, эта чудотворная икона была принесена из Владимира в Москву. Пред стенами города, где ныне стоит Сретенский монастырь, на месте, в то время называемом Кучковым полем, чудотворная икона была встречена духовенством и всеми гражданами. Все молились со слезами и падали на колена, не переставая взывать: «Матерь Божия! спаси землю Русскую». И не вотще была эта прилежная всенародная молитваграждан московских. В тот же самый день, как совершалась эта умилительная встреча в Москве чудотворной иконы Владимирской, Тамерлан, без всякой видимой причины, при достижении уже цели своего отдаленнаго похода и к немалому изумлению своих полководцев и войска, надеявшихся на большую добычу от грабежа столицы, приказал своим полчищам немедленно отступать. Летописец объясняет, что непобедимый завоеватель был побужден к столь поспешному отступлению грозным видением ему Божией Матери, в виде дивной Жены, окруженной толпами молниеносных воинов, преграждавших Тамерлану путь. Современные историки приводят другия причины отступления Тамерлана от Москвы. Но какия бы ни были причины бегства Тамерлана из России, благочестивые предки наши совершенно верно признавали в этом событии непосредственное действие державнаго промысла Божия, молитвою и заступлением Богоматери проявившаго Свою спасительную силу к ограждению веры православной в отечестве нашем, как раз в ту минуту, когда оно находилось на краю гибели.
   По истечении почти пяти столетий, это древле бывшее явление милости Божией столь же живо сохраняется в воспоминании нашем, ежегодно оживляемом церковным торжеством крестнаго хода из Кремля в Сретенский монастырь, сооруженный в память сказаннаго события.
   II. а) Возблагодарим, братие, Царицу небесную за столь великия благодеяния, явленныя к утверждению и возвеличению отечества нашего,приведеннаго к своей славе путем тяжелаго испытания, единственно державною десницею Божиею. Будем всегда обращаться к Пречистой Матери Божией, да милует и спасает нас божественная Любовь на всех путях жизни нашей.
   б) Напечатлеем, слуш. глубже в умах и сердцах наших ту отрадную истину, что Пресвятая Богородица, так многократно и многообразно являвшая предкам нашим чудную Свою помощь во времена различных бедствий, всегда готова оказать и каждому из нас таковую же помощь, если только мы будем прибегать к Ней с теплою молитвою и покаянием. Никто скорее не подвигнет Господа на милость, как Пресвятая Богородица. Нет никого сильнее, чтобы утолить праведный гнев Его, как Она, всемощная Ходатаица! Просите, братие, помощи во всяких нуждах у сей щедроподательной Матери. «Всем бо предстательствует Благая, прибегающим с верою в державный покров Ея».
   Для утверждения нашей веры во всесильную помощь заступницы рода христианскаго приведем себе на память и следующия весьма утешительныя слова св. Дмитрия ростовскаго о важности и необходимости заступления Девы Марии. «Когда праведный Судия восхотел наказать весь мир водами потопа, тогда оставил одно прибежище спасения для всех видов животных — ковчег Ноев, и кого не было в сем ковчеге, все погибли, а всякий, кто был в нем с патриархом Ноем, спасся от потопной смерти. Подобным образом тот же нелицеприятный Судия, уготовляя вечное наказание грешникам по кончине мира потопом огненным, дал всему роду человеческому одно изряднейшее прибежище спасения — Пречистую Деву Марию, простирающую над нами покров милосердия Своего, и кто прибегает под кров Ея, тот удобно может спастись, а кто не хочет прибегать под кров сей, несомненно погибнет в вечноогненном озере».
   «Но боюсь, скажу словами того же святителя, чтобы Дева Мария не сказала о нас, новом Израиле, то же самое, что сказал Сын Ея и Бог о ветхом Израиле (т. е. еврейском народе): «Иерусалим, Иерусалим, избивший пророков и камнями побивший посланных к тебе! Сколько раз Я хотел собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья;, но вы не захотели». Ибо многие из нас, быть может, имеют мало усердия, чтобы прибегать под кров благоутробия Девы Марии, а некоторые, быть может, и совсем не прибегают».
   в) С другой стороны было бы оскорблением для Богоматери думать, что Она покровительствует всем одинаково. Спасает Она и злых, но только в том случае, если они, «подобно животным в ковчеге, переменят ярость свою на кротость: ибо в ковчеге не терзал лев оленя, ни ястреб голубя, ни волк овцы, ни медведь коровы, но все стояли кротко: так и грешные люди должны изменить свой нрав под кровом Владычицы нашей, чтобы спастись от временной и вечной погибели».
   III. Не лиши же нас, Мати Божия, по нашим великим прегрешениям тех великих и богатых милостей, какими Ты осыпала наших отцев и православное отечество наше во все времена его христианской жизни! (Свящ. Гр. Дьяченко). 

Поучение 3-е. Празднование Владимирской иконе Божией Матери.

(Много может молитва Божией Матери).

   I. В день празднования чудотворной иконе Божией Матери Владимирской прилично будет, братия, побеседовать с вами о том, что много может молитваБожией Матери.
   II. а) Божия Матерь избавляет от гнева Божия согрешивших людей.Согрешил «Адам, — и прогневался Господь на него», и изгнал его из рая, и осудил его в поте лица воздельвать землю, приносящую ему терния и волчцы.
   Согрешили «современники Ноя,» — «и прогневался Господь на них», и навел на них потоп водный и погубил их с лица земли.
   Согрешили «содомляне, и прогневался Господь на них», послал огнь небесный и истребил их.
   Не раз согрешали «евреи, — и гневался Господь на них», и предавал их в руки врагов их — халдеев, вавилонян и ассириян.
   Согрешил сам любимец Божий — «Давид», но «Господь прогневался и на него» и наказал его сначала смертию детей, а потом мором, от котораго вымерло несколько тысяч его подданных.
    «Согрешаем и мы», и разве не видим мы, как наказует нас Господь — то болезнями, то смертию, то разными и многообразными бедами и несчастиями? Воистину страшен во гневе Своем Господь, и сей гнев Его столь велик, что праведный Иов боится его больше, чем самой муки адской: «О, если бы Ты в преисподней сокрыл меня, и укрывал меня, пока пройдет гнев Твой» (Иов. 14:13), — взывал он к Богу в скорби души своей. И вот, когда Господь столько разгневан, то есть ли кто‐нибудь, кто мог бы походатайствовать за грешника, умилостивить Бога молитвою, обратить Его на милосердие и благость? — Когда евреи в пустыне слили себе золотого тельца и поклонились ему аки Богу, отступив от Бога истиннаго, — то прогневанный Господь совсем хотел истребить их с лица земли. «Оставь Меня», говорил Он Моисею, «да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их» (Исх. 32:10). Но кто же удержал тогда гнев Божий? Кто не допустил Его погубить неблагодарных? — Это дивное дело совершила молитва Моисея: «отврати пламенный гнев Твой», взывал он к Богу, — «отмени погубление народа Твоего, вспомни Авраама, Исаака и Иакова»(Исх. 32:12). И престал Господь от гнева Своего, и смиловался над народом Своим, и простил евреям их страшное беззаконие.
   Но кто такое был Моисей в очах Божиих? — Раб — не больше того. — И кто были Авраам, Исаак и Иаков, которых он вспоминал в молитве своей? — Такие же рабы. Теперь спрошу я: кто такое Пресвятая Дева Мария? — Это Матерь Божия, Матерь возлюбленная, от всех созданий Божиих преизбранная. Итак, если ходатайство раба Божия Моисея могло удержать праведный гнев Божий, — то чего не может сделать ходатайство Самой Матери Божией, когда Она станет умолять Своего Сына и Бога за грешных людей?
   б) И если Господь внимает молитве святых: то ужели Он не послушаетмолитвы Пресвятыя Девы, Своей Матери, и не дарует нам ради Ея молитв Своих великих и богатых милостей? — Когда Вирсавия, мать царя Соломона, вошла в царскую палату, то Соломон встал с своего престола, встретил ее, поклонился ей и приказал поставить для нея особый престол по правую сторону подле себя. И когда она сказала ему, что хочет просить его об одном деле, он с сыновним почтением отвечад ей: «проси, мать моя, я не откажу тебе» (3 Цар. 2:20). Премудрый Соломон хорошо понимал, что хотя он и царь, но должен почитать свою мать как царицу, хотя он и царь, но не должен отвергать ея просьбы:«проси, мать моя: я не откажу тебе». — Подобно сему, когда Пресвятая Дева Мария преставилась от земли на небо, когда Она вошла в чертог славы божественной, то с какою славою встретил Ее там единородный Ея Сын и Бог? Нам никогда, конечно, не постигнуть своим умом этой небесной славы Богоматери; мы знаем лишь то, что изрек о Ней Дух Святый устами Ея праотца Давида: «предста Царица одесную Тебе» (Псал. 44:10). А это значит, что Господь почтил Ее превыше всех святых Своих, превыше всех чинов ангельских и архангельских, выше херувимов и серафимов. Ужели же Он, как любящий Сын, не сказал Ей того же, что сказал Соломон своей матери: «проси, Мати Моя: Я не откажу Тебе!» Ты — Мать Моя, от всех родов избранная, во всех женах благословенная! Как на земли Ты была преисполнена благодати, так и ныне на небе Ты преисполнена славы. Царствуй на небе и на земле, и пусть поклоняются Тебе ангелы и человеки как Царице — Божией Матери! Я — Твой Бог и Твой Сын: как Бог Я дарую Тебе славу Мою, как Сын Я отдаю Тебе сердце Мое…«Проси, Мати Моя, Я не откажу Тебе!» Проси чего хочешь: Я во всем исполню волю Твою!
    «Проси здравия сему болящему», на одре смертном лежащему; «проси свободы тому невольнику», давно в цепях закованному; «проси помощи этому несчастному», в такую беду впавшему; «проси спасения мореплавателю», в волнах от бури утопающему… Пусть только призовет каждый из них имя Твое, — и он будет услышан: «проси, Мати Моя!» 
    «Просит ли у Тебя бездетная женщина даровать ей в утешение детище, просит ли девица сохранить ея девство, просит ли воин победы, земледелец» — плодородия земли, купец успеха в торговле? Пусть будет по их прошению!«Проси», за них, «Мати Моя!» 
    «Желаешь ли Ты сохранить какой‐либо град или страну от голода или мора, от врагов видимых или невидимых», за то, что этот град или страна благоговейно чтит имя Твое? Да будет так!
    «Хочешь ли, наконец, чтоб этот отчаянный грешник», который прогневал Меня, чтобы этот грешник, достойный смерти и муки вечной, «просвещен был благодатию Моею», обратился к покаянию и был спасен? «Проси, Мати Моя: Я не откажу Тебе!» Я — Бог, Я — Сын Твой: Я все исполнить могу. Пусть прославляется Матерь Моя, пусть Моя слава будет в прославление Моей Матери!…
   III. Так‐то, братия, всегда готов послушать Своей Матери Господ наш И. Христос.
    Где‐ж ты, несчастный грешник, своими грехами превзошедший всех мытарей и блудниц и разбойников? Иди сюда, к Матери Божией! — Господь ли на тебя прогневался? или долги грехов твоих уж так велики, что ты боишься и на прощение не надеешься? Бедная душа, есть у тебя верный ходатай! Чего бы ни попросила для тебя Пресвятая Дева Матерь Божия, — ради Ея молитвы все будет тебе. «Много бо» — о, как много «может моление Матернее ко благосердию Владыки!» Одна слеза Богобдагодатной Матери может множество бед отвратить. Ея ходатайство сильно гнев Божий на милость преложить. Прибегни же под Ея защиту, проси у Ней помощи, и верь, что ты не погибнешь! Как не погибло ни одно животное из находившихся в ковчеге Ноевом, так не погибнет ни один христианин, под защиту Пресвятой Девы прибегающий!«Никто же, притекаяй к Тебе, посрамлен от Тебе исходит, Чистая Пресвятая Богородице!» 
   О, Марие! сладость самих ангелов, печальных радость! О, Мати Божия и Мати наша христианская! Я — раб непотребный; на меня прогневался Сын Твой; что мне делать? К кому прибегнуть?… Каюсь я во грехах моих; прибегаю к моему Спасителю, но Тебя даю за себя порукою, Тебя умоляю, на Тебя надеюся! Вот Ты — ненадежных надежда, Ты грешников прибежище, Ты — христианам Мать!… Прими раба Твоего, смилуйся над грешным чадом Твоим! Походатайствуй, помолись за меня Сыну Твоему, — и я буду спасен! О, Мати Бога Владыки! Кто на Тебя надеется, тот никогда не будет посрамлен!… (Сост. по Поучение святителя Илии Минятия, сн. № 121 «Троицк. л.»).