Размер шрифта
-+
Цвет сайта
Изображения
Вкл.Выкл.

Память трех Вселенских учителей и святителей

Сегодня Православная Церковь чтит память святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.

Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст известны как великие богословы и отцы Церкви. Каждый святой являет собою пример жизни во Христе, пример для всех верующих.

Василий, Григорий и Иоанн столь часто поминаются вместе, что отдельно мыслятся уже с трудом. Вместе с тем они, как Петр и Павел, во многих аспектах являются яркими противоположностями. Выяснение этих противоположностей не разрушает, но, наоборот, подчеркивает то единство, которое им подарено в Духе Святом и которое так органично вошло в сознание Церкви.

В Константинополе долго происходили споры о том, кому из трех святителей следует отдавать предпочтение. Одна часть людей превозносила святителя Василия (память 1 января), другая стояла за Григория Богослова (память 25 января), третья почитала святителя Иоанна Златоуста (память 13 ноября).

От этого среди христиан произошли церковные раздоры: одни называли себя василианами, другие – григорианами, третьи – иоаннитами.

По воле Божией, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились три святителя и, объявив, что они равны пред Богом, повелели прекратить споры и установить общий день празднования их памяти.

Для нижнего храма Христорождественского кафедрального собора Южно-Сахалинска этот день особый, ведь храм освящен именно в честь трех святителей. Накануне вечером Архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон отслужил там Всенощную. Служба была особой: осталось совсем немного до Великого Поста, и Церковь начинает готовиться к нему особыми Евангельскими чтениями и песнопениями. Начиная с этой недели до воскресенья пятой недели поста после песни «Воскресение Христово видевше» поются покаянные тропари:

«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию».

Кроме того, в это и в два последующих воскресения, вплоть до начала Великого поста, Церковь назначает петь Псалом 136 «На реках Вавилонских». Он поется в добавление к обычным торжественным и прославляющим Бога псалмам 134 «Хвалите Имя Господне» и 135 «Исповедуйтеся Господеви яко Благ».

«На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона. На вербиих посреде его обесихом органы наша…»

По окончании Вечернего Богослужения Владыка обратился к молящимся со словами проповеди, рассказав о святых Вселенских Учителях:

«В чем их величина? Да в том, что они простым, доступным языком объяснили простому народу как надо правильно веровать - во Святую Троицу. Истины, которые Господь открыл им, они передали нам. Именно правильное направление богословской мысли и указали эти три святителя. И простые люди стали все правильно понимать. Что бы прийти ко Господу мы должны креститься, иметь правильную веру, правильное Богопонимание, молитву. И конечно правильно одеваться. Что это значит? Вот когда нас позовут на прием к Президенту нам скажут, во что нам одеться, как выглядеть, как себя вести. Так и здесь мы должны одеваться во что? В добродетели, следуя за Христом. Это смирение, терпение, любовь... Тогда вот эта наша вера, правильная вера принимает правильные очертания. И только так, в этих "одеждах" мы можем прийти к Богу и узреть Его здесь на земле, и быть с Ним в вечности. И положили этому начало вот эти три Великих святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст».

А утром Его Высокопреосвященство возглавил Божественную Литургию в верхнем храме кафедрального собора. Владыке сослужили: благочинный Центрального округа протоиерей Василий Иванов, клирики Белгородской епархии иерей Георгий Иванчогло и иерей Мариан Калищак, а также иерей Евгений Калашников.

За Богослужением, по сугубой ектинии Владыка вознес молитву о мире и преодолении междоусобной брани на Украине.

Напомним, что грядущая неделя зовется «неделей о блудном сыне». Церковь призывает нас к покаянию, напоминая: при условии истинного смирения и раскаяния со стороны человека-грешника для милосердия Божия возможно прощение самых тяжких грехов. Это беспредельное милосердие Божие очень хорошо демонстрируется Евангельской притчей о блудном сыне, которая читалась сегодня на Литургии. По окончании Богослужения Владыка обратил внимание на некоторые моменты из притчи:

«Когда сын вернулся, пал к ногам отца и сказал: "Прости меня отче, согрешил пред небом и пред тобою!" Заметьте: "Пред небом и пред тобою..." То есть, каждый наш грех перед ближними, это в первую очередь грех перед небом, перед Создателем. И отец его не дослушивает. Он не сказал ему, что прощает его, не сказал, что: "Ты подлец". Он повернулся и сказал слугам: "Несите перстень на руку его, обувь на ноги его, лучшую одежду. И закалите тельца". Вот так Господь нас встречает, когда мы, блудные дети приходим к нему и просим прощения. И вот эта, казалось бы, обыденная просьба у Господа сразу находит отклик».

В заключении Владыка поздравил всех именинников - Василиев, Григориев и Иоаннов, и в частности отца Василия Иванова.

Фоторепортаж...