Размер шрифта
-+
Цвет сайта
Изображения
Вкл.Выкл.

Заключительный день пребывания на Сахалине гостей

Подходит к логическому завершению визит столичных гостей с авторским медиа-проектом «50 слов о важном». Творческие встречи и презентация анимационных короткометражек на тему духовно-нравственного развития личности состоялись в трех городах Сахалина (Южно-Сахалинск, Холмск, Корсаков), из 25-ти смотированных фильмов презентовано 4: "Бог", "Заповеди", "Честь", а также еще не размещенный на канале Youtube "Дьявол".

В рамках поездки удалось организовать встречи на приходе в честь иконы Божией Матери "Призри на смирение" в г. Невельске, а также посетить строящийся женский монастырь в селе Березняки.

Сам областной центр, по словам о. Павла, заметно изменился со времени его последнего визита в начале 2000-х, когда он прибыл сюда в качестве участника конференции по духовной безопасности на несколько дней.

В этот раз удалось поближе познакомиться с автором многочисленных публицистических трудов, радиопередач и TV-проектов. Как и ожидалось, отец Павел не боится "острых" вопросов, скорее провоцирует их.

Любит живой диалог, часто рассказывает истории своей жизни, шутит, интересуется сведениями разнопланового характера, начиная от численности населения города, заканчивая видом каменных пород и растениями на высшей точке СТК "Горный воздух".

Свободно общается с журналистами - в рамках визита записаны 2 выпуска телепередачи "Благовест над островами", 2 радиопередачи "Благовест", а также оформлены 2 видеосюжета с его участием. 

Прощаясь с островным регионом, протоиерей Павел Великанов и диакон Анатолий Колот накануне своего отъезда присоединились к клирикам епархии во время Всенощного бдения в кафедральном соборе Рождества Христова и перед самым отъездом сослужили правящему архиерею за Божественной Литургией в Воскресенском соборе Южно-Сахалинска.

Владыка Тихон еще в первые дни визита, оговаривая программу пребывания московской делегации, предложил отцу Павлу произнести проповедь. Настоятель московского Пятницкого подворья Свято-Троице Сергиевой Лавры с удовольствием его принял и сегодня в своем слове он акцентировал внимание на словах Евангелия, которое прозвучало в храме за богослужением.

Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? (Мф. VI. 22-23)

«Представьте себе, что человек сдает экзамен на получение водительских прав, – говорит в своей проповеди протоиерей Павел Великанов. – Во время сдачи экзамена инспектор с удивлением замечает, что кандидат на получение прав близорукий. Он не видит знаков, постоянно делает ошибки и едет не туда, куда надо. Но на все замечания инспектора он говорит: «Вы знаете, инспектор, это у вас проблемы со зрением. У меня просто такое особенное зрение. Я вижу не так, как вы. Попробуйте мне доказать, что ваше зрение действительно правильное, а мое неправильное. Я просто не замечаю те мелочи, те детали, которые для вас являются важными. Но зато вижу то, чего вы не видите».

Отец Павел утверждает, что мы не редко в духовной жизни оказываемся в таком же положении, как и этот человек, который претендует на особое зрение. Иногда мы встречаем людей, к которым сразу испытываем некую неприязнь. Мы про себя начинаем думать: «Я-то знаю, что это за человек. Мое сердце сразу его оценило. Пусть он внешне еще не подал никакого повода, но я-то знаю, что на самом деле он плохой». Это и есть классический случай того, что значит дурное око, дурной внутренний взгляд, с которым мы смотрим вокруг, по мнению батюшки.


Когда мы читаем Жития Святых, не сложно заметить, что людей, которые их окружали, они видели несколько по-другому. Святитель Феофан Затворник в конце своей жизни написал удивительные слова, которые показывают, что же такое чистое око, с которым следует нам смотреть друг на друга. Он пишет: «Чем больше живу, тем сильнее убеждаюсь в том, что нет на свете дурных, злых людей. Если посмотреть в самую глубину любого человека, то мы увидим в ней свет Божий. А все дурное, неправильное и греховное – это внешнее, наносное, случайное». Если бы мы так смотрели друг на друга, то не сомневаюсь, и отношения между нами выстраивались бы иначе.

Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, ка́к всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. (Мф. VI. 25-33)

Вторая тема, о которой сообщило Евангелие – это отношение к житейским попечениям. И тут отец Павел подробно разъяснил этот момент: «Казалось бы, речь Спасителя обращена к людям, которые, если не будут заботиться о хлебе насущном, станут нищими. Ведь вокруг Христа было, главным образом, простое население. Люди, которые добывали хлеб своими руками, своим трудом каждый день и, этот труд был вовсе не клацаньем по клавишам компьютера в офисе, это был тяжелый физический труд. Так зачем им Господь говорит: посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут? Ответ здесь предельно прост: Господь здесь немного сдвигает акценты, Он разрывает два шаблона, с которыми мы очень любим жить.

Первый шаблон говорит о том, что Богом можно манипулировать, что мы можем выстроить в определенную последовательность молитву и тем самым уловить Бога в наши собственные сети, вынудить Его сделать то, что нам надо. И вот этот шаблон Господь разрывает, тем самым показывая, что Он не манипулируем, Его отношение к человеку вовсе не зависит от того, как сам человек относится к Богу. Бог одинаково любит и того, кто грешит и того, кто ведет самый правильный образ жизни. У греков есть такая поговорка, которой нет аналога в русском языке: «Любит Бог вора, любит и хозяина. Но для одного эта любовь становится огнем обжигающим, а для другого теплом согревающим»».

О втором шаблоне священник упомянул как о прямой зависимости нашей успешности от наших трудов. Этот шаблон Господь также разрушает.

- Мы очень часто думаем, что есть прямая зависимость между тем, насколько усердно мы трудимся и, что в итоге у нас получается. Он говорит немного о другом: как бы вы не трудились, если не будет благословения Божьего на ваших трудах, если в ваших трудах не будет пространства для действия Бога, вы можете потерпеть величайший крах. И напротив того, даже при самых малых усилиях, если вы входите в глубинный резонанс с волей Божией, вы достигаете таких результатов, каких порой никто другой достигнуть не может.

Отец Павел привел такой пример: соревнования серфингистов. Главная задача такого спортсмена вовсе не в том, чтобы накачать свои мышцы и грести против огромных многометровых волн, которым не способен противиться никакой человек, его задача – с одной стороны проще, с другой сложнее – он должен понять эту волну и встроиться в движение этой волны так, чтобы не он сопротивлялся ей, а она несла его с совершенно немыслимой скоростью. От него зависит немного – удержаться на этой волне, не дать ей накрыть его и не противиться ей. И вот если сравнить скорость человека, который двигается на этой волне со скоростью самого натренированного пловца, то разница будет огромной.

Суть примера сведена к следующей задаче – либо люди добиваются поставленной цели упорно, прямо, невзирая ни на что, либо они «открывают» свои уши для того, чтобы услышать и понять: а чего же от него хочет в данном месте и в данное время Господь?

- И в этом поиске воли Божией, когда мы начинаем становиться внимательными, когда мы начинаем всматриваться в те объективные обстоятельства, в которых проходит наша жизнь, мы вдруг находим очень тоненькую прослойку, когда эту волю Божию воспринимаем как нечто очевидное. Когда воля Божия становиться очевидной, и мы как бы встраиваемся в нее, происходит огромное чудо: с нашими минимальными усилиями, а иногда и практически с нашим сознательным бездействием, происходят величайшие дела.

Завершая свое обращение к пастве, гость пожелал не пытаться манипулировать Богом, не пытаться Ему навязывать свои желания, свою волю и не забывать о том, что для действий Бога в нашей жизни должно быть достаточно пространства и открытого воздуха.

 

Анна Нарынская