Размер шрифта
-+
Цвет сайта
Изображения
Вкл.Выкл.

Нижний храм собора отмечает престольный праздник


Нижний храм кафедрального собора Рождества Христова, нареченный в честь Трех Вселенский Учителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, отметил престольный праздник.

Я́ко апо́столов единонpа́внии/ и вселе́нныя учи́телие,/ Влады́ку всех моли́те/ миp вселе́нней даpова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

(Тропарь Святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту)

Эти святые первых веков были не просто законоучителями.

Святитель Василий Великий составил чин Божественной Литургии, который сейчас носит его имя, за основу которой взял чин Литургии апостола Иакова, брата Господня. Помимо этого, колоссального труда, широко известны его сочинения аскетического и духовно-нравственного, полемического и догматического характера. Один из самых известных из них - книга против еретика Евномия «О Святом Духе», где святой подробно разбирает учение об Отце, и Сыне, и Святом Духе. Значительную часть творческих трудов составляют беседы и письма. Кроме того, авторству Великого каппадокийца принадлежит множество правил.

Святитель Григорий Богослов, неутомимый борец с арианской ересью, оставил после себя богатое литературное наследие, состоящее из 245 писем, 507 стихотворений (написанных подчас в подражании Гомеру в формах гекзаметров, пентаметров, триметров) и 45 «Слов».

Иоанн Златоуст является автором Литургии, которую составил на основе Литургии Василия Великого. Эта Литургия немного короче, чем Литургия его предшественника. Уже позже чинопоследования этих двух святителей стали образцовыми для всей восточно-христианской Церкви. Кстати, Литургия Иоанна Златоуста сейчас совершается чаще, чем другие чины Литургии в течение всего церковного круга богослужений. Иоанн Златоуст, так же, как и вышеуказанные святители, оставил достойный литературный труд.

Уже после успения Вселенских учителей образовалось три группы их последователей, спорящих между собой о достоинстве своих учителей. Тогда однажды ночью три святителя явились во сне св. Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому, сначала по одному, а затем втроем. В один голос они ему сказали:

"Как ты видишь, мы все вместе находимся рядом с Богом и никакие размолвки или соперничество нас не разделяют. Каждый из нас в ту меру обстоятельств и вдохновения, какая была ему дарована Святым Духом, писал и учил тому, что необходимо для спасения людей. Среди нас нет ни первого, ни второго, ни третьего. Если ты призываешь имя одного из нас, двое других также присутствуют рядом с ним. Посему повели тем, кто ссорится, не создавать из-за нас расколов в Церкви, поскольку при жизни все свои усилия мы посвящали установлению единства и согласия в мире. Затем объедини наши памяти в один праздник и составь для него службу, включив туда песнопения, посвященные каждому из нас, сообразно искусству и науке, которые Господь тебе дал. Передай эту службу христианам, чтобы они праздновали ее каждый год. Если они будут почитать нас таким образом – едиными перед Богом и в Боге, то мы обещаем, что будем ходатайствовать в нашей общей молитве об их спасении".

В этот праздничный день Божественную Литургию в нижнем храме собора возглавил правящий архиерей, разделив молитву с соборным духовенством.