Размер шрифта
-+
Цвет сайта
Изображения
Вкл.Выкл.

14 февраля — День всех влюбленных?! Хороший вопрос


Большинство наших соотечественников со времен постсоветского периода празднуют узнаваемую дату – 14 февраля. Это, по мнению многих, День всех влюбленных, он же День святого Валентина.

В православном сообществе есть резко противоположные мнения относительно этого праздника. Сторонники праздника выдвигают тезис, о том, что это еще один хороший повод порадовать своего любимого человека. Противники же, говорят, что это католический праздник. С недавнего времени у противников праздника появилась легенда, что якобы святой Валентин венчал геев.

Попробуем детально разобраться, что же это за праздник такой.

Кто такой святой Валентин?

В сознании большинства наших соотечественников святой Валентин – это католический святой. Открываем общий литургический календарь Католической Церкви[1] и с удивлением обнаруживаем, что в день 14 февраля значится память святых Кирилл монаха, и Мефодия епископа, Покровителей Европы, а святого Валентина там нет.

Как такое могло произойти? Дело в том, что в 1969 году Римо-Католическая Церковь провела реформу своего общего (то есть важного для всех католиков) литургического календаря, исключив из него многих святых, о которых очень мало исторических сведений, но сохранив их в списках месночтимых святых.

До этой литургической реформы в общем литургическом календаре 14 февраля поминались аж три святых Валентина: священномученик Валентин пресвитер (память в Православной Церкви – 6 (19) июля), священномученик Валентин, епископ Интермский (память в Православной Церкви – 30 июля (12 августа) и мученик Валентин Африканский.

Про первого Валентина мученика Римского († ок. 270) известно, что он был пресвитером в Риме и пострадал при римском императоре Клавдии Готском (269-270). Схваченный язычниками, он был поставлен в середине амфитеатра, где произнес исповедание христианской веры, которое тронуло даже императора. Увидев это, префект Кальпурниан передал Валентина в руки принцепсу Астерию, и тот отвел его в свой дом в надежде склонить к идолопоклонству. Но когда Валентин исцелил слепую дочь принцепса, Астерий вместе с семьей уверовал во Христа. Узнав об этом, император Клавдий приказал их арестовать, отправить в Остию и казнить. Валентина казнили после пыток в 2 милях от городских ворот на Фламиниевой дороге. Современные католические исследователи подвергают сомнению историческое существование Валентина мученика Римского, видя в нем либо одно лицо с Валентином, епископом Интерамнским, либо некоего Валентина, ктитора базилики, выстроенной при папе Юлии I, поскольку существовала практика называть базилики именами ктиторов[2].

Второй Валентин, епископ Интерамский († ок. 273), жил в италийской области Умбрии, обладал даром чудотворений и молитвой исцелял людей от разных болезней. Однажды он вылечил брата трибуна Фронтона, о чем тот рассказал философу Кратону, сын которого Херимон в течение 3 лет страдал такой же болезнью. Кратон был язычником, но попросил епископа приехать в Рим и исцелить Херимона. Святой рассказал Кратону о чудесных исцелениях, описанных в Священном Писании, и философ уверовал во Христа. Валентин молился всю ночь, и наутро Кратон нашел сына здоровым. После этого чуда вся семья философа и его ученики Прокул, Ефив и Аполлоний приняли Крещение. Примеру юношей последовали некоторые их сверстники. Авундий, сын Плацида, префекта Рима, также принял Крещение и открыто исповедал Христа. Тогда Плацид велел схватить Валентина. Его поместили в темницу, избили и отсекли голову. Прокул, Ефив и Аполлоний отнесли его тело в Интерамну (современный Терни) и с честью погребли на 63-й миле Фламиниевой дороги. При Римском папе Захарии (741-752) в Интерамне над могилой Валентина была выстроена базилика в его честь. В Европе в средние века Валентину молились об исцелении от падучей болезни (эпилепсии)[3].

Относительно третьего Валентина, мученика Африканского не известно ни точное место страданий, ни время жизни.

Об этих трех святых нет сведений, что они каким-либо образом покровительствовали влюбленным. Так откуда же тогда взялась эта история о святом Валентине, которая сейчас так распространена?

В конце V века папа Римский Геласий I († 496) причислил Валентина (какого из трех конкретно сведений не осталось, возможно всех троих) к лику святых, и он же запретил праздновать языческий праздник плодородия Луперкалий (праздновался с 13 по 15 февраля). Древнехристианский обычай заменять языческие праздники на свои, наполняя их христианским смыслом, возможно сработал и тут, но однозначно утверждать, что День святого Валентина заменил собой Луперкалий мы не можем, так как об этом не сохранилось никаких документов.

Первое упоминание Валентина, как покровителя влюбленных зафиксировано более чем через тысячу лет после его (или их) мученической кончины у Джеффри Чосера (ок. 1340 – 1400) в его поэме «Птичий парламент»[4]. С этого времени в английской и французской литературе появляются различные легенды о Валентине, связанные с тайными венчаниями и прочее.

В одной из легенд о святом Валентине говорится, что, когда император Клавдий запретил легионерам вступать в брак, Валентин тайно венчал влюбленных, за что и был казнен. Тут очевидны следующие нестыковки: первое - святой Валентин жил в третьем веке, когда чина венчания как такового еще не существовало; второе - даже если пару Церковь благословила на брак, в языческой Римской Империи это не имело никакой юридической силы. По мнению Петра Сахарова такую легенду мог придумать католический агиограф Албан Батлер (1710 – 1773)[5].

Но, несмотря на это, до XIX века праздник был популярен только в Англии, откуда традиции, связанные с его празднованием, попали в США. Именно с Соединённых штатов начинается международная популяризация этого праздника. Традиция дарить в этот день подарки своим любимым привлекла компании, выпускающие сувенирную продукцию, которые и занялись бизнес-проектом под названием «День святого Валентина».

В завершении резюмирую: День святого Валентина абсолютно светский праздник, имя этого святого отсутствует в общем литургическом календаре Римо-Католической Церкви, зато двое из трех Валентинов присутствуют в нашем православном календаре, дни их памяти выпадают на летние месяцы.

Отмечать или не отмечать День святого Валентина православному человеку, сказать однозначно сложно, потому что это такой же светский праздник (хоть и с именем христианского святого), как и Новый год или любой другой праздник. Самое главное, чтобы, отмечая День всех влюбленных, он не перерос бы в оргию, которой по обычаю заканчивались римские луперкалии.

Лично я, не вижу ничего плохого в том, чтобы порадовать в этот день своих близких, подарить подарок и помолится священномученикам Валентину пресвитеру Римскому и Валентину епископу Интерамскому.

В завершении приведу интересную идею, которую предложил священник Александр Кухта в своем видеоблоге «Batushka ответит». Служить в этот день в храмах молебны священномученику Валентину Интерамскому, на которых можно рассказывать молодым людям о христианском понимании любви[6].

 

Диакон Максим Сухоруков

Фото сети Интернет

 

[1] http://www.claret.ru/liturgy/calendar.htm

[2] http://www.pravenc.ru/text/153927.html

[3] http://www.pravenc.ru/text/153919.html

[4] http://www.taday.ru/text/884429.html

[5] http://www.taday.ru/text/884429.html

[6] https://youtu.be/sPDMPD190vw