Размер шрифта
-+
Цвет сайта
Изображения
Вкл.Выкл.

В Ногликах состоялись традиционные воскресные встречи

В центральной районной библиотеке поселка Ноглики настоятель Свято-Введенского прихода п. Ноглики протоиерей Геннадий Чубарков и члены православного семейного клуба «Воскресные встречи» продолжают изучение истории, устройства и вероучения Православной Церкви, храма и его архитектуры, икон и святых, богослужения и церковных праздников, Таинств и обрядов.

В этот раз встреча началась с просмотра документального фильма «Исповедь, молитва и пост», снятого студией «Неофит» в 2011 году митрополитом Иларионом (Алфеевым).

Это пятый фильм из десятисерийного документального цикла «Человек перед Богом». Цикл представляет собой путеводитель по храму для тех, кто испытывает желание или необходимость заглянуть в церковь, но мало знает о том, что такое храм Божий, как он устроен и главное — как себя вести в храме. Из 5 серии собравшиеся узнали о Таинстве покаяния (исповеди): для чего установлено это Таинство, как к нему готовиться, зачем нужен духовник и что Церковь считает грехом.  

После просмотра продолжили общение за традиционным чаепитием, обсудили услышанное и увиденное, а также побеседовали о покаянии, о молитве, о том, как православные христиане обращаются к Богу, каким языком они пользуются, общаясь с Отцом Небесным, и для чего нужно молиться. Отец Геннадий рассказал, для чего нужен пост и что происходит с человеком в дни отказа от мирских соблазнов.

Ведущая клуба Наталья Александровна Балакан рассказала собравшимся об осуждении на основе материала статьи «Да не судимы будете» журнала «Фома» за 2013 год № 10, подготовленной на основе интервью с редактором портала Богослов.ру, кандидатом богословия, настоятелем Пятницкого подворья Троице-Сергиевой Лавры протоиреем Павлом Великановым.

Осуждение — проблема, с которой сталкивался каждый: все мы осуждали если не на словах, то уж точно в мыслях.

Хрестоматийный пример того, как можно судить, не осуждая - это случай в Евангелии с блудницей, которую фарисеи и книжники хотели побить камнями по закону Моисея и которую Христос спас. Мы не слышали со стороны Христа ни одного осуждающего слова в адрес этой женщины. Христос сохранил ей жизнь — но напоследок Он сказал ей предельно просто: «Иди и больше не греши». Произошла оценка ее деятельности. Оценка и осуждение — это разные вещи. Человек, который осуждает, вешает на человека «ярлык», выносит приговор. И этот приговор обязательно связан с личной позицией по отношению к данной ситуации. Именно об этом слова Христа: кто из вас без греха, первый брось в нее камень (Ин 8:21). Психологическая и даже духовная подоснова всей проблемы греха осуждения - это попытка человека самоутвердиться. Но не в Боге, а в своей мнимой праведности, пытаясь приподняться за счет унижения, умаления другого.

Чтобы научиться не осуждать человека, а осуждать грех, нужно заглянуть внутрь самого себя. Мы часто ненавидим поступки, которые совершаем, но это не приводит нас к искренней ненависти и отрицанию самого себя. Лучшее лекарство от осуждения — это осознание своей греховности, понимание того, что нет такого греха, который бы ты не мог совершить, если для этого были бы созданы соответствующие условия.

Следует различать неосуждение и равнодушие. Не ненависть, а именно равнодушие является антиподом любви. Равнодушие — это осуждение, ставшее состоянием души. И чаще всего это происходит помимо сознания.

Одной из форм осуждения является «правдорубство». Человек любит досадить другим своей правдой, своим представлением о чем-то. А ведь если Бог что-то кому-то открывает, Он это делает вовсе не потому, что Ему очень хочется это открыть, и он не может сдержаться, как это происходит в случае «правдорубства», а только для того, чтобы это возымело определенное действие на человека. Бог в Своем Промысле движим только одним — бесконечной любовью к человеку и Своим бесконечным педагогическим мастерством. Поэтому Он все делает только тогда, когда человек может это воспринять с наибольшей пользой — даже если самому человеку кажется всё совершенно наоборот.

А главный мотив «правдорубства» в том, что человек хочет всегда и везде говорить ту правду, которая будет неудобна, неловка, неприятна окружающим. Под таким «правдорубством» лежит ложная убежденность, что все эти окружающие настолько косные, равнодушные, ни к чему живому и правильному не способные, что их только и можно, как плеткой, хлестать правдой по лицу.

Мы должны учиться с любовью осуждать именно поступки, а не людей. Когда человек уверен в том, что его бесконечно любят, и в то же самое время понимает, что его поступок точно так же бесконечно осуждают, появляется огромный, испепеляющий стыд, который является предохранителем, гарантом неповторения греха.

Валерия Пронина