Размер шрифта
-+
Цвет сайта
Изображения
Вкл.Выкл.

Служба четверга Светлой седмицы. Березняки

О новом рождении говорит четверг Светлой седмицы, за Литургией которого читается Евангельское повествование о диалоге Христа с фарисеем по имени Никодим.

Будучи фарисеем, он знал, как враждебно настроены его братья по вере в отношении Христа, изобличавших их цепкость букве закона, именно букве, но не закона такового, осуждая суровость, гордость, тщеславие. А потому Никодим пришел ко Христу ночью, пришел тайно, явно боясь за отлучение от синагоги. Тем не менее, страх не явился препятствием услышать учение Того, кто мог быть (и был) тем самым Спасителем, которого много веков ждали иудеи:

- Равви, мы знаем, что Ты Учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.

Да, дела Сына Божьего говорили за Него, они явились плодом Его пребывания на земле. Но сомнения у Никодима были. Иначе он пришел бы явно, засвидетельствовав тем самым, свою принадлежность ученикам Христа.

В ответ на это обращение Никодима Спаситель отвечает странными для пришедшего словами:

- Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия».

Господь, не взирая на приятную речь фарисея, говорит о главном для него – как достигнуть обетованного Царствия Божия.

Но Никодим понял слова Христа буквально, воскликнув: «Как это возможно?» А Спаситель говорил о рождении духовном:

- Ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь? Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства нашего не принимаете. Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, – как поверите, если буду говорить вам о небесном? Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.

Митрополит Владимир (Иким) в своей книге «Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной» размышляет:

- Господь наш Иисус Христос имел в виду Святое Крещение, в котором человек рождается от воды и Духа в жизнь вечную, усыновляется Отцу Небесному. Такое рождение гораздо выше, чем физическое. Только Таинство Святого Крещения отворяет для нас двери в Царство Небесное, свет которого не сравним со светом всего земного мира. Глас Отца Небесного звучит для каждого православного христианина. Это то, о чем Спаситель говорил Никодиму: Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит. Благодать Святого Духа пребывает с нами в молитве, в храме во время Богослужений, в чтении Священного Писания, в делах веры и благочестия. И, конечно же, та пасхальная радость, которой наполнены сейчас наши сердца, она тоже ниспослана по благодати Святого Духа. Мы скорбим, когда хороним наших близких, мы хорошо знаем, что земная жизнь временна, что и нас тоже ждет впереди смерть. Но отныне со скорбью соединена ликующая радость от сознания того, что смерть не имеет отныне власти, что она попрана однажды и вовек смертью Христовой. Это явствует из самого факта Воскресения Господа. Только Победитель смерти мог войти во гроб, чтобы выйти из него навсегда! Не для Себя одного воскрес Спаситель, а для всех сынов человеческих.

В этот знаменательный день торжественное богослужение архиерейским чином возглавил глава островной епархии, архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон, в Свято-Успенской женской иноческой обители, строящейся в селе Березняки.