Размер шрифта
-+
Цвет сайта
Изображения
Вкл.Выкл.

Торжественный день собора русских святых

Установленный еще в XVI веке праздник собора всех русских святых, временно утраченный в Смутное время и период реформ Патриарха Никона, возвращен решением Поместного собора в общецерковную память в сложном 1918 году, когда Россия особенно нуждалась в молитвенном заступничестве Небесных покровителей Отечества.

С тех самых пор этот праздник навсегда будет связан с фамилиями двух наших соотечественников: епископом Афанасием (Сахаровым) и монахиней Иулианией (Соколовой).

Первый из них, Владыка Афанасий, большую часть своей жизни работал над составлением службы Недели всех святых, в земле Русской просиявших. Тюрьмы и лагеря растянули богословский труд на многие годы. Текст службы закончен только в 1953 году, но до самого упокоения на 75-м году в 1962-м в, святитель щепетильно редактировал его и дополнял.

Работа шла сложно. Заимствованные старинные тексты далекого XVI века, Владыка Афанасий использовал лишь частично, в основном служба писалась с «чистого листа».

Примечательно, что в конечном варианте, текст напечатан в минее за 1987 год, спустя 25 лет после смерти её автора.

Ныне праздник Собора всех русских святых отмечается во второе воскресенье после Дня рождения Церкви (Дня Святой Троицы) с непременным пением красивейшей стихиры «Земле русская…» - величайшего произведения Патриарха Сергия (Страгородского), заслуживающего отдельного рассказа.

Роль монахини Иулиании (Соколовой) в оформлении этого великого для России праздника сводится в написании его удивительной иконы.

Мать Иулиания, а её знали современники как Марию Николаевну, поскольку монашеский постриг совершен над нею тайно за 10 лет до кончины, начала писать икону в 1930-х годах по благословению священноисповедника Афанасия (Сахарова).

Матушка прекрасно передала замысел Владыки – здесь изображены Киев и Москва. Первый город – как основание русского Православия, а второй – как его сердцевина. На иконе изображена главная святыня - Успенский собор Московского кремля и три иконы Богородицы, связанные с Русью – Владимирская, Казанская и Новгородское «Знамение». Сонм святых, конечно же не учитывает многих новомученников, но символично образ Святой Руси.

Икона написана в 1934 году, хранится в ризнице Троице-Сергиевой лавры. Конечно, на ней было физически невозможно изобразить всех русских святых (даже без учета новомучеников), и перед нами скорее образ святости, чем буквальное изображение всех русских святых.

С этого образа сделано множество списков и литографий, хранящихся в многочисленных храмах Русской Православной Церкви. Перед этой святыней в кафедральном соборе Рождества Христова Южно-Сахалинска вознесены молитвы сахалинцев и гостей острова к святым соотечественникам.

Божественную Литургию в этот день возглавил архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон в сослужении соборного духовенства.