Размер шрифта
-+
Цвет сайта
Изображения
Вкл.Выкл.

В Макарове освящен престол местного храма


Важной страницей в летописи прихода является освящение престола храма. Такое освящение называется великим, поскольку его совершает архиерей. К нему готовятся с особой щепетильностью, начиная с пошива специальных фартуков и нарукавников, заканчивая подготовкой необычных составов, вроде воскомастих. Благоустройство храма и его территории – отдельная история этого торжественного события, в деле которого, как правило, принимают участие многочисленные прихожане и меценаты.

Об освящении престола… Согласно сведениям из пособия по Литургике, чин великого освящения храма включает устройство престола (престо́л — стол, находящийся в середине алтаря, освящённый архиереем для совершения на нём Евхаристии); омовение и помазание его; облачение престола и жертвенника; освящение стен храма; перенесение и положение под престолом и в антиминс мощей; заключительные молитвы, краткая лития и отпуст.

Устройство престола совершается таким образом. Прежде всего архиерей, благословив своих сослужителей, окропляет святой водою столпы престола и углы его поливает крестообразно кипящим воскомастихом, а священники дуновением уст охлаждают воскомастих. Воскомастих, иначе мастика (т. е. состав из воска, мастики, толченого мрамора, росного ладана, алоэ и других благовонных веществ), служа вместе с гвоздями средством для прикрепления доски престола, в то же время знаменует те ароматы, которыми помазано было тело Спасителя, снятое со Креста.

После краткой молитвы архиерей окропляет святой водою верхнюю доску престола с обеих сторон ее, и она полагается на престольных столпах. Потом архиерей окропляет четыре гвоздя и, вложив их в углы престола, утверждает доску на престольных столпах камнями, с помощью священнослужителей.

После утверждения престола отверзаются впервые царские врата, до сих пор закрытые, и архиерей, обратясь лицом к народу, преклонив колена вместе с верующими, читает у царских врат пространную молитву, в которой просит Господа ниспослать Пресвятого Духа и освятить храм и жертвенник сей.

После молитвы царские врата опять затворяются и возглашается великая ектения с приложением прошений об освящении храма и жертвенника.

Затем престол омывается двукратно: в первый раз теплою водою с мылом, а во второй раз — розовою водою, смешанною с красным вином. Тому и другому омовению предшествует тайная молитва архиерея над водою и вином о ниспослании на них благословения Иорданова и благодати Святого Духа к освящению и совершению жертвенника. После омовения престол отирается полотенцами. Вторичное омовение престола состоит в троекратном крестовидном возливании на него красного вина, смешанного с розовою водою (родостамною). Священники растирают родостамну, втирая ее руками в верхнюю доску престола, затем каждый священник губою вытирает «трапезу».

Затем архиерей приступает к таинственному помазанию ее святым Миром. Сперва он изображает Миром три креста на поверхности трапезы, потом изображает по три креста на каждой стороне столпов престола и на ребрах; наконец, на антиминсе изображает святым Миром три креста.

После помазания Миром престол облачается в одежды, окропленные святою водою. Так как престол знаменует гроб Христов и Престол Царя Небесного, то на него и возлагается две одежды: нижняя — «срачица» и верхняя — «индития». Надев на престол нижнюю одежду («срачицу»), священнослужители троекратно опоясуют престол вервию (веревкой) так, что на каждой стороне его образуется крест. На престол возлагают после окропления святой водою илитон, антиминс, Евангелие, крест и все это покрывают пеленою. Запоны с архиерея и священников снимаются, и царские врата открываются.

После освящения престола освящается и весь храм каждением, молитвою, кроплением святой водою и миропомазанием стен. Архиерей, совершив каждение в алтаре, исходит и кадит весь храм в предшествии протодиакона со свечою, а за архиереем следуют два старейших пресвитера, из которых один кропит святой водою стены церкви, а другой помазывает их крестообразно святым Миром, сперва над горним местом, потом над вратами — западными, южными и северными.

Архиерей, раздав в алтаре пресвитерам Евангелие, крест, святую воду и иконы, а мирянам — свечи на амвоне, после каждения святых мощей и ектении, поднимает святые мощи на главу, возгласив: «С миром изыдем», и идут все с крестами и хоругвями вокруг всего храма при пении тропарей в честь мучеников.

У западных врат архиерей со священниками остается в притворе, ставит дискос со мощами на уготованном столе, поклоняется им, осеняет священников, стоящих с Евангелием и иконами за столом пред дверями, кадит мощи.

После молитвы архиерей, взяв дискос со святыми мощами на свою главу, знаменует ими врата храма крестообразно и произносит в ответ вопрошающему хору: «Господь сил, Той есть Царь славы». Храм отверзается, архиерей со священнослужителями входит в алтарь, при пении певцами тропаря: «Якоже вышния тверди благолепия», и полагает дискос со святыми мощами на престоле. Воздав честь святым мощам поклонением и каждением, архиерей помазывает их святым Миром, полагает их в ковчежец с воскомастихом, как бы при погребении. Этот ковчежец, по благословению архиерея, поставляется ключарем под престол в среднем столпе его как в основании престола.

После положения мощей под престолом архиерей, помазав святым Миром частицу мощей, влагает ее в антиминс и укрепляет воскомастихом.

Заключительные молитвы, краткая лития и отпуст. После этой молитвы произносится малая ектения, после которой архиерей со священнослужителями исходит на облачальное место (или на солею). Протодиакон произносит краткую сугубую ектению. После возгласа архиерей осеняет крестом предстоящих на все четыре стороны по трижды, причем протодиакон на каждой стороне пред осенением возглашает (стоя пред архиереем): «Господу помолимся, рцем вси», и кадит кресту. Хор поет: «Господи, помилуй» (трижды). Затем следуют обычные молитвословия, предшествующие отпусту, и отпуст, который архиерей произносит на амвоне с крестом в руках. Протодиакон возглашает многолетие. Архиерей окропляет святой водою храм (на все четыре стороны), священнослужителей и людей.

После освящения храма сразу же читаются (3-й и 6-й) часы и совершается Божественная литургия.

В субботу 11 августа на рождество святителя Николая Чудотворца архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон освятил престол прихода Донской иконы Божией Матери в городе Макарове. Чин совершен в сослужении ключаря кафедрального собора Рождества Христова г. Южно-Сахалинска протоиерея Василия Иванова, настоятеля приходов в поселках Вахрушев и Восток Поронайского района иеромонаха Димитрия (Луговского), настоятеля прихода Смоленской иконы Божией Матери планировочного района Новоалександровск г. Южно-Сахалинска иерея Серафима Покатилова, настоятеля макаровского прихода в честь Донской иконы Божией Матери, а также двух диаконов кафедрального собора областного центра Александра Горяева и Сергия Капустина.


- Это событие ожидалось довольно долго, - делится Владыка Тихон. - Для того, чтобы освятить храм, конечно же, нужно было и благоустроить территорию, и привести в порядок сам храм. На это потребовалось время. На приходе сейчас собралась достаточно крепкая община, она много потрудилась. А для того, чтобы её собрать, требуется большое усердие со стороны священника. Освящение престола явилось настоящим праздником для Макарова, нам всем приятно было участвовать в нем.


Фото диакона Сергия Капустина и Наталии Воронкиной

ФОТОРЕПОРТАЖ