Размер шрифта
-+
Цвет сайта
Изображения
Вкл.Выкл.

Церковные праздники Рождественских каникул

Рождественские каникулы отмечены рядом церковных праздников, начиная с 1 января, когда Церковь отмечала память покровителя страдающих алкогольной зависимостью – мученика Вонифатия. Как это разнится с последствиями светских новогодних застолий. Многие православные горожане встретили новогоднюю ночь в храмах или присоединились к торжествам в первый день Нового года. Кстати, традиционный молебен на Гражданское Новолетие совершен во всех храмах епархии накануне праздника.

На следующий день, 2 января, Церковь торжественно вспоминала того святого, который в начале XX века благословил Сахалин иконой Божией Матери «Неувядаемый Цвет». В прошлом юбилейном для епархии году список этой иконы доставлен в первую монашескую обитель островного региона. Знатоки краеведения знают, что этот святой не кто иной, как святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Всенощное бдение накануне Дня памяти святого глава Южно-Сахалинской и Курильской епархии совершил в главном храме области – кафедральном соборе Рождества Христова. Литургия совершена в селе Горнозаводске Невельского района, где действует приход в честь праведного Иоанна Кронштадтского.

Престольный праздник наполнил небольшой храм села прихожанами, которые традиционно разделили совместную трапезу. А трапеза считается продолжением службы.

3 января многие отмечают память известного святителя Петра, митрополита Московского – святого XIV века. Именно он перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву, предрекая этому городу славное будущее как центра всей Руси. Произошло это событие в 1325 году.

В следующий день, 4 января, традиционно отмечается память милосердной Анастасии Узорешительницы. Но сегодня Литургия по Церковному Уставу не положена. Есть такая особенность, если праздник Рождества Христова выпадает на воскресенье или понедельник, то в этом случае Царские часы Навечерия Рождества Христова читаются накануне - в пятницу.

Так вышло в этом году. Рождество Христово будем праздновать в понедельник, значит в пятницу, 4 января, вместо Литургии за богослужение читаются Царские часы.

Название «Царские часы» не случайно. Согласно данным Азбуки веры, трижды в год установлены особенные чинопоследования Часов, которые в богослужебных книгах называются Великими, а в народе – Царскими. Они составлены Кириллом Александрийским (IV в., Египет) и состоят из иных псалмов, нежели обычные часы:

Царские часы совершаются в сочельники (т.е. накануне) праздников Рождества Христова и Крещения Господня (6 и 18 января), и посвящаются этим священным событиям, а также в Великую Пятницу (подвижная дата Страстной седмицы) – ради Страстей Господних.

Народное название произошло от древней традиции Византии: на этих часах в кафедральном соборе присутствовал император со своим двором. Россия восприняла традиции церковных служб от Византии, и наши благоверные государи неукоснительно следовали этому правилу.

Царские часы совершаются при открытых царских вратах, среди храма, перед Евангелием, положенным на аналое.

Впереди нас ждет Рождественский Сочельник – 6 января и двунадесятый праздник светлого Рождества Христова, которым завершается Рождественский пост – 7 января.