Размер шрифта
-+
Цвет сайта
Изображения
Вкл.Выкл.

Праздник трех Вселенских учителей Церкви


Да будут всё едино, как Ты, Отче, во Мне, так и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино 
(Ин 17:21). 

Сегодня Вселенская Церковь чтит память трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. История этого праздника начинается в далеком XI в., когда на площадях и рынках столицы Византии шли горячие споры, кто же из трех святителей больше остальных угодил Богу? И эти святители, которые всю свою жизнь отдали для того, чтобы положить конец смутам и разделению в Церкви Христовой, явились благочестивому митрополиту Евхаитскому Иоанну, повелев сообщить народу, что все они, втроем, равны перед Богом. В память этого события был установлен праздник трех святителей в 1084 г.

Разобщенность, отдаленность друг от друга, а уж тем более вражда, это ненормально для нас, членов Христовой Церкви. Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, положили всю свою жизнь, чтобы преодолеть это разделение, их труды являются самым главным тому свидетельством. И не случайно стихиры этого дня относят нас ко Святой Троице, ведь эти святители доказали всей своей жизнью, что можно достичь Божественного единства. Вся их жизнь до конца и без остатка была посвящена служению Богу и людям.

Святитель Василий Великий посвятил жизнь тому, чтобы всю землю «благолепно научить» (тр. Святителя Василия), он учил основам веры.

Святитель Григорий Богослов получил такое необычное прозвище «Богослов», потому что изложил учение о Боге Сыне (Слове) вместе с учением о Боге Отце и Боге Духе Святом.

Святитель Иоанн Златоуст был прекрасным и непревзойденным оратором, его жизнь была наполнена борьбой за нравственность и правду, за что он пострадал и окончил свою жизнь в ссылке.

Великих святители учат нас тому, что самое главное для нас – это вера в Бога, а между нами не должно быть никаких разделений, словно по словам блаженного Августина «в главном – единство, в спорном – свобода, во всем – любовь».

Этот день является и престольным праздником двух храмов Южно-Сахалинской и Курильской епархии – один из них расположен в поселке Правда Холмского района, другой расположен в стилобатной части кафедрального собора Южно-Сахалинска. В этом самом храме началось первое служение Божественной Литургии на тот момент еще строящегося собора.

Тогда это было совершенно необустроенное темное помещение с бетонным полом, похожее на древние катакомбы. Освещение минимальное, свечи вставляли прямо в стены. Холод здесь пробирал даже летом, а зимой ноги буквально примерзали к полу. Но молитве это не мешало. Служба совершалась до начала рабочего дня, обычно в 6.30, чтобы не мешать строительству.

Так и сегодня в память тех первых лет служения в кафедральном соборе Литургия началась в 6.30 утра в нижнем храме стилобатной части. Но теперь этот храм радует прихожан совершенно иными гранями своего интерьера. Темные бетонные стены преобразились, затмевая взор своей белизной, а теплый пол заставляет с улыбкой вспомнить то время, когда первые прихожане стояли здесь на пенопласте. Каменный иконостас и киоты теперь вмещают иконы удивительного письма раннего периода христианства.

Тихо и торжественно одновременно. Службу возглавляет правящий архиерей. С клироса доносится стройное звучание церковных песнопений, обращенных к трем святителям. Храм отмечает Престольный праздник.

Ксения Торопов