Размер шрифта
-+
Цвет сайта
Изображения
Вкл.Выкл.

Концепция проекта Закона о культуре допускает сегрегацию по религиозному признаку

Москва, 1 апреля. Комментируя в эфире телеканала «Спас» прошедшие в Государственной Думе РФ парламентские общественные слушания концепции проекта нового закона о культуре и дискуссию вокруг ключевых положений этой концепции, член Общественной палаты РФ, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношения Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков отметил, что важнейшей ее новеллой стало предложение не распространять на театральные постановки, произведения изобразительного и киноискусства, выставки и музеи действие 148 статьи Уголовного кодекса РФ, предусматривающей наказания за оскорбления чувств верующих в публичном пространстве.

По мнению А. Щипкова, суть предложений авторов концепции сводится к тому, чтобы объявить места демонстрации произведений искусства - кинотеатры, художественные галереи и т.д. исключительно «территорией творчества» и вывести их из под действия законодательства о публичных пространствах. Эксперт отметил, что с правовой точки зрения абсолютно невозможно называть часть публичного пространства (музеи, театры, кинотеатры) непубличным. Щипков полагает, что по этому параметру предложенная концепция не вписывается в систему законодательства России. По словам эксперта, 148 статья Уголовного кодекса РФ не имеет широкого применения, однако, обладает важнейшей сдерживающей функцией - профилактикой правонарушений в области оскорбления чувств верующих.

Щипков обратил внимание на правовую коллизию обсуждаемой концепции: в рамках произведений кинематографа и театральных постановок запрещается оскорбление власти, поскольку это публичные пространства, однако, де-факто разрешается оскорблять религиозные чувства верующих людей и те же самые пространства объявляются непубличными.

Щипков полагает, что реализация положений концепции нового закона о культуре может привести к сегрегации по религиозному признаку, которая является одной из форм религиозного расизма.

Эксперт считает, что предложенная концепция проекта закона о культуре напрямую нарушает конституционные права верующих и демонстрирует авторитарный подход к культуре. Щипков подчеркнул, что в концепции закона отсутствует определение предмета регулирования - понятия «культура», что с точки зрения права – юридический нонсенс. По его мнению, попытка ограничить действие 148-го закона Уголовного кодекса РФ без обсуждения с представителями религиозных организаций свидетельствует о том, что концепция проекта закона о культуре была составлена исключительно в целях лоббизма узко групповых интересов.