Размер шрифта
-+
Цвет сайта
Изображения
Вкл.Выкл.

Память пророка Илии

В пятницу 2 августа 2019 года Православная Церковь вспоминает одного из величайших ветхозаветных праведников, святого пророка Божия Илию. В этот праздничный день Божественную литургию в Рождественском соборе Южно-Сахалинска совершил иерей Сергей Самохин.

После сугубой ектении были вознесены молитвы о мире на Украине.

В завершении Литургии отец Сергей совершил славление перед иконой пророка, после которого поздравил причастников с принятием святых животворящих страшных бессмертных и небесных Христовых Таин и обратился к верующим с пастырским словом.

Пророк Илия единственный Ветхозаветный пророк, который особенно почитается в русском народе. Предание его называет повелителем дождя, молнии, поэтому к нему и обращаются в случаях сильной засухи.

Пророк Илия жил в середине IX в. до Р.Х.  во время царя Ахава. В это время в Израиле процветало язычество, ведь женой царя была Иезавель, дочь финикийского жреца, в угоду которой он построил языческое капище на территории Самарии и завел целый штат жрецов культа Ваала. Отличие языческих культов от веры иудеев было в отсутствии нравственного перерождения, которое присутствовало в иудейской религии. Так на высшем уровне установилось двоеверие. По приказу Иезавели проповедников Единого Бога преследуют и жестоко убивают, именно в это время появляется пророк Илия.

Он происходил из Фисвы, его ещё называли Илия Фесвитянин (современная Иордания). Имя Илия означает «Господь, мой Бог», его имя само по себе свидетельствует о том, чей он пророк, какого Бога.

Илия объявляет царю, что за богоотступничество в стране не будет дождя три года и только по его молитвам засуха сможет прекратиться. Сам Илия находит для себя убежище у потока Харав (Иордания), здесь он пьет из источника и питается тем, что ему приносят вороны. Здесь он ведет аскетический образ жизни, в качестве одежды он использует милоть (накидку из шкуры овцы) и кожаный пояс. Его подвиг отшельничества станет прообразом христианского монашества. Преподобный Антоний Великий назвал пророка Илию «образцом для всех подвижников». Вскоре поток пересыхает и Илия уходит в Финикию в город Сарепта, где его принимает бедная вдова. Пророк спасает её от голода, а затем воскрешает её умершего сына. Это будет первым чудом воскрешения из мертвых в Священном Писании. Он с дерзостной молитвой просил воскресить сына бедной вдовы.

Засуха продолжалась три года. Наконец пророк Илия приходит к царю и предлагает собрать народ, чтобы люди окончательно решили, кто истинный Бог: Ваал или Яхве? Состязание устраивают на горе Кармель, на территории современного израильского города Хайфа.

Илия предложил проверить действенность его молитвы и молитвы жрецов. Если на его или на их алтарь снизойдет огонь, того Бог и истинный. Языческие пророки плясали, кричали, но все их усилия были тщетны, пророк Илия даже призывал их кричать громче, чтобы Ваал их услышал. Сам же пророк воздвиг жертвенник из 12 камней, как символ всех колен Израиля, а присутствующих попросил принести воду из реки и вылить на его жертвенник, Илия стал молиться и призывать Бога Авраама, Исаака и Иакова, он просит, чтобы Господь явился в огне, как когда-то на Синае. Господь низвел огонь, который поглотил тельца, алтарь и все, что было вокруг него. После победы над жрецами Ваала, Илия возносит молитву к Богу и начинается долгожданный ливень.

Царица Иезавель начинает мстить верующим в Единого Бога и убивать всех тех, кто Ему поклоняется. Пророк же Илия вынужден бежать, он отправляется к горе Синай, в то самое место, где Моисей беседовал с Богом лицом к лицу. На горе перед ним проходит парад стихий, он ожидает найти в этих явлениях Бога, подобно Моисею, но не находит Его. Господь является к нему Сам «Коль дмама дака», в тихом голосе тишины.

После этих событий пророк получил повеление от Господа найти  своего преемника, им стал пророк Елисей. Свою жизнь пророк Илия не закончил как все его предшественники, при жизни он был вознесен на небо.

По древнему преданию, плащ пророка Илии, который получил Елисей как знак приемственности, передавался от человека к человеку и был перенесен в Грузию. После падения Иерусалима в VI в. до Р.Х. была первая волна беженцев, которая отправилась в Картли (Грузия), куда они и принесли эту святыню.

 

Информационный отдел Южно-Сахалинской и Курильской епархии