Размер шрифта
-+
Цвет сайта
Изображения
Вкл.Выкл.

Чин пассии в кафедральном соборе Рождества Христова

22 марта, в третью неделю Великого поста архиепископ Южно-Сахалинский Аксий совершил Чин пассии в кафедральном соборе Рождества Христова в сослужении клириков епархии.

По окончании чтения Евангелия владыка Аксий обратился к молящимся: «В нынешний вечер, дорогие о Господе отцы, братия и сестры, мы совершили акафистное пение Божественным Страстям Господа нашего Иисуса Христа! Мы поклоняемся Древу в неделю Крестопоклонную, Честному и Животворящему Древу, на котором был распят Спаситель мира. Святая Церковь в своих песнопениях, вспоминая то страшное событие, произошедшее на Голгофе, говорит так: вся тварь изменилась страхом, зряще тя на Кресте висяща Христе. Солнце поколебалось и сокрыло лучи свои (Стихира на литии в Неделю Крестопоклонную). Мы знаем из повествования Евангельского, что физические и естественное законы так же претерпели изменения: тогда, когда должно было светится солнце, распространилась тьма, от 6-го часа до часа 9-го.

Вися на Кресте, Господь произнёс: совершилось (Ин 19.30). В тот момент совершилось величайшее преступление всего народа и всего земного бытия - безгрешный Бог, пришедший на спасение людей, был умервщлен. Его поругали, осудили на крест и предали смерти. Видимо, именно через эти муки надлежало пройти Богу, чтобы доказать тогда слепому человечеству, насколько сильна любовь к Своему творению, насколько могут попираться все законы естества, если захочет Бог. 

Но так что же произошло на Голгофской горе, на той горе, которая является самым поклоняемым местом в мире, куда стекается множество паломников, чтобы душой и телом прикоснуться к тем местам, где ходили стопы Христа, дабы лицезреть Его живоносный и животворный гроб. Кто-то может сказать, что распятие и смерть на Кресте есть проявление любви - это так. Кто-то скажет, что это возможность человеку теперь обрести Небесное Царство и быть наследником вечных благ - это тоже так. Но Господь, исполняя все это, исполнил волю Отца Своего Небесного. Именно в этом смысл слова «совершилось». Совершился тот Завет, который некогда, еще в предвечные времена, был завещан Святой Троицей. Если мы обратим свой взор на икону преподобного Андрея Рублева, то увидим в середине Ангела - Бога Отца, который указывает на чашу, стоящую в центре стола, и как бы предлагает и одновременно благословляет другого Ангела - Сына Божьего, покорно склоняющего главу под слова Бога Отца. В этом движении, указании на чашу страдания и склонении главы, величайшая тайна. Тайна, которую никогда не сможет познать человечество и не познаёт, какие бы умы и различные течения философов и гении не пытались это сделать. Эту тайну невозможно познать, но к ней можно приблизиться. Рациональным умом не познаётся эта тайна. Тогда, когда было совершено распятие и смерть Самого Христа Бога, второй Ипостаси Святой Троицы, смутились даже апостолы, и размышляли они в себе: ведь Он же был с нами, Он говорил, что Он Мессия. Нужно было подождать несколько дней, чтобы увидеть Его славное Воскресение. Апостолы сначала не поверили, пока жены не сказали: нет Христа во гробе. И когда апостолы убедились в этом, что Его действительно нет там, где погребли Его тело, тогда наступила радость. Вместе с рассветом солнца эта радость окутала сердца апостолов.

Если бы Бог Милосердный имел возможность спасти человечество каким-либо другим способом, то Он именно так и сделал. Но Он прошёл именно через эту позорную, как в то время считалось, смерть на Кресте. Он снисходит до адских глубин и возводится вместе с обоженным человеческим естеством в горние обители - в этом Крест Христов, в этом и наш крест. Через гонения и перенесение скорбей мы обретаем благодать Божию. У нас иногда, может даже, на мгновение возникает такая вера, что нет силы, которая была бы способна поколебать эту веру, но её нужно обновлять через Таинства, через смирение своего собственного сердца, через понимание того, что без Бога невозможно человеку прожить ни единой секунды, ни единого мгновения. Подходя к Кресту Христову в течение всей недели, мы будем лобызать Его пречистые стопы и вспоминать последние моменты Его земной жизни, когда он был поруган и предан на смерть, умер и принял эту смерть от человеческого рода.

Паки и паки Господь принимает сердце кающегося человека, поэтому с полным осознанием своей греховности и чувством покаяния приступаем и лобызаем Его Крест,просим и умоляем Его ниспослать нам свет присносущный, ибо в этом свете и истина и правда, следуя словам апостола Павла, приобретать весь мир через смирение, которое показал сам Бог на Кресте, исповедуя любовь к Своему творению и всему человеческому роду. Аминь!»