Размер шрифта
-+
Цвет сайта
Изображения
Вкл.Выкл.

Памяти Святейшего Патриарха Алексия II

Ровно десять лет назад, 5 декабря 2008 года скончался Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер Алексей Михайлович), родился 23 февраля 1929 в Таллине (Эстония), отошел ко Господу 5 декабря 2008 года в Москве.

3 мая 1990 года почил о Господе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Для избрания нового Предстоятеля Русской Православной Церкви был созван внеочередной Поместный Собор. 7 июня 1990 года колокол Троице‐Сергиевой лавры возвестил об избрании пятнадцатого Всероссийского Патриарха. Интронизация Святейшего Патриарха Алексия состоялась 10 июня 1990 года в Богоявленском кафедральном соборе Москвы.

На долю Святейшего Патриарха Алексия II выпало нелегкое бремя восстановления духовной жизни после 70-летия безбожия. За 18 лет его Первосвятительского служения Русская Православная Церковь восстала из руин, строились новые храмы, восстанавливались прежде разрушенные, возрождалась духовная жизнь монастырей и приходов.

Поистине главной заслугой Святейшего Патриарха Алексия II является уврачевание церковного раскола с Русской Православной Церковью заграницей (РПЦЗ) – 17 мая 2007 года в Москве в Храме Христа Спасителя Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и Первоиерархом РПЦЗ митрополитом Лавром был подписан Акт о каноническом общении Русской Православной Церкви заграницей с Русской Православной Церковью Московского Патриархата.

К 10-летию преставления 15-го Предстоятеля Русской Православной Церкви Фотослужба Патриарха Московского и всея Руси подготовила фотоальбом его памяти.

Проповеди Патриарха Алексия II наполнены любовью и мудростью всегда оставляли след в сердцах миллионов верующих. Приводим подборку изречений Святейшего Владыки, подготовленную журналом «Фома»:

«Христианство говорит, что человек приходит в мир для того, чтобы после него мир стал хоть чуть‐чуть светлее и добрее. Христианство говорит, что человек приходит в мир, чтобы дарить, а не чтобы потреблять. И прежде всего человек должен дарить самого себя. Боюсь, что сегодня человек воспитывается так, что он воспринимает самого себя как некое единое «чувствилище», услаждению которого должен служить весь окружающий мир. Я должен предупредить, что христианство иначе видит место человека. Вспомните Распятого Христа, вспомните, как Он возлюбил мир. Или вспомните слова Пастернака о человеческой жизни: «Жизнь ведь тоже только миг, только растворенье нас самих во всех других как бы им в даренье». Быть христианином трудно. Но именно христианство омолодило мир…»

«Я часто молюсь, чтобы Господь дал нам понять, что выше Закона может быть только Любовь, Выше Права – лишь Милость, а выше Справедливости – лишь Прощение…»

«Любое преступление во имя религии есть преступление против религии, потому что нельзя убивать неповинных людей во имя религиозных идей.»

«Одно из самых духовно опасных занятий — поиск персонифицированных врагов в обществе, в государстве, среди соседних народов. Единственным подлинным врагом христианина является зло в наших собственных душах.»

«Православное богословие… грехопадение осмысливает прежде всего как болезнь, а не как юридическое состояние. Дело не в гневе Божием на преступление человека. Дело в болезни самого человека. И Бог делает все, чтобы изменить человека (а не просто снять с него “судимость”, юридически помиловав его). Но нельзя менять человека без его на то свободного согласия. Христос принес нам возможность преображения. От личного же выбора каждого человека и каждого сообщества людей зависит, будет ли действен Крест Христов в нас или нет.»

«…только святость нормальна для человека. Грех же — любой, даже самый, казалось бы, незначительный и распространенный, ненормален, потому что он искажает человеческую природу…»

«Сегодня мы можем признать, что иссякает любовь среди людей. Вернуть ее людям, вернуть терпимость друг к другу — вот что надо сегодня. Это и есть светлые идеалы человечества…»

«Творцом нам вручена земля. И мы должны будем дать ответ в том, как использовали данный нам талант. «Вот, Господи, мы любили землю эту, и, живя на ней, мы славили Тебя, ее Творца; и мы выращивали виноград и пшеницу, а вино и хлеб приносили в твои алтари, чтобы этими простыми земными дарами Ты смог приобщить нас к Себе». Или скажем: “Вот, Господи, мы так любили эту землю, что убивали и прогоняли с нее всех, кто, кроме нас, хотел назвать ее своею…“»

«…вера по существу своему несговорчива, и в сделки с нею входить нельзя. Нельзя признавать ее условно, в той мере, в какой она нужна для наших целей, хотя бы и законных. Вера воспитывает терпение, самопожертвование и обуздывает личные страсти — это так, но нельзя прибегать к ней только тогда, когда страсти разыгрываются, и только для того, чтобы когда‐нибудь урезонить или пристращать расправою на том свете. Вера не палка, и в руках того, кто держит ее как палку, чтобы защищать себя и пугать других, она разбивается в щепы. Вера служит только тому, кто искренне верит.»

«В одном древнем предании говорится, как некий монах осудил своего брата. Через некоторое время тот, кого он осудил, умирает. И было судившему видение: пред ним предстал Ангел с душой брата и сказал: «Вот ты взялся судить его. Что ж, как ты скажешь, так и будет. Скажи, достоин ли он вечной погибели? Но помни, что как ты скажешь, так и будет…». И человек, легко соделавший себя судьей в человеческих делах, в ужасе отказался совершить последний суд…»

«Я хочу спросить человека любой национальности: вот перед лицом Христа ты встретился с человеком, которого ты считаешь своим врагом и врагом своей земли и своего народа. И вот там — перед лицом Христа — сможешь ты повторить свой суд и сказать: «Поскольку он мешает мне жить, да будет он предан смерти»? А всякий иной суд, который ты мог бы совершить и оправдать, лишь скрывшись от лица Бога, неправеден и лукав.»

«Если наш народ не найдёт Бога, он не найдёт ни покоя, ни счастья, ни благополучия.»

«…я уверен: никакое государство не должно вмешиваться в личную жизнь человека. Быть моральным или аморальным – это, в конце концов, следствие свободного выбора личности. Однако в публичной сфере общество и государство должны поддерживать и поощрять нравственность, приемлемую для большинства граждан. Поэтому они должны направлять свои усилия через средства массовой информации, систему социальных и общественных институтов, систему образования на воспроизводство нравственных идеалов, связанных с духовной и культурной традицией европейских народов.»

«…что бы ни происходило с вами или вокруг, ни при каких обстоятельствах никогда не поддавайтесь искушению экстремизмом. Тысячи авантюристов разного толка, потерявших последние капли совести демагогов и популистов, привлекая на свою сторону не утвержденных в подлинной духовности молодых людей, используют их как средство для осуществления своих личных, как правило, властолюбивых политических амбиций. Горький опыт показывает, что экстремизм всегда приводит к пролитию крови, что только усугубляет противоречия и умножает взаимную ненависть. А ведь при этом неизбежно гибнут любовь и разум. Есть бесценное правило в сокровищнице православного христианства: если ты хочешь изменить мир в лучшую сторону и если тебе активно что‐то не нравится в окружающем тебя обществе и людях и ты точно знаешь, что дальше так жить нельзя, начни непременно в первую очередь с изменения себя.»