Размер шрифта
-+
Цвет сайта
Изображения
Вкл.Выкл.

Интервью архиепископа Тихона к 8-летию со дня архиерейской хиротонии

Архиепископ Аксий

Владыка, приближается день восьмой годовщины со дня Вашей архиерейской хиротонии. Давайте вернемся в тот памятный 2011-ый, а точнее еще в 2010-ый, когда вы узнали о намерении Патриарха возвести вас в сан епископа. Поделитесь, пожалуйста, вашими воспоминаниями.

- На Введение во храм пресвятой Богородицы в декабре 2010-го Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который пригласил меня к участию в праздничной Литургии в Успенском храме Кремля, спросил после службы о состоянии дел в островной епархии после его архипастырского визита. Разговор состоялся предельно откровенный. Когда я только шел к Святейшему, понимал, что говорить нужно предельно искренно, в противном случае – разговор не получится, сердце сердце не услышит. В процессе разговора Святейший говорит: «Знаете, я бы хотел Синоду предложить епископа Даниила перевести в Архангельск (на то время возглавлявшему Южно‐Сахалинскую и Курильскую епархию – прим. авт.), а вас оставить на сахалинской кафедре. Что вы на это ответите?». Я говорю: «Ваше Святейшество, я себя еще не ощутил архимандритом, в сан которого Вы меня возвели несколько месяцев назад». Патриарх отвечает: «И правильно!» Дальше вопрос словно был решен. У нас, монахов, один принцип – не просись и не отказывайся. 23 января состоялась архиерейская хиротония. Вот уже 8 лет, как я архиерей, а кажется, это было вчера. Себя еще в полной мере не ощущаю архиереем. Понял одно – архиерею нужно больше терпения, смирения, любви, кротости, милосердия и самопожертвования. Стяжание этих добродетелей – долгий процесс. В этом году у Святейшего Патриарха 10 лет со дня интронизации. Его служение для всех нас пример. Когда отцы начинают мне жаловаться, что устают, много служат, я всегда привожу в пример Патриарха. Говорю: «Отцы, вот вы жалуетесь. Посмотрите на Патриарха. Ни один из вас так часто не служит, ни один из вас с такой периодичностью не участвует в различных общественных мероприятиях. Человек «горит» служением Матери‐Церкви». Действительно, с Креста не сходят, с него снимают. Этот пример ставлю и себе. Когда становится тяжело, я вспоминаю Патриарха. Его пример меня вдохновляет. Более скажу, невозможно, хоть раз пообщавшись с Патриархом, стать его оппонентом. Это не реально. Он человек настолько обаятельный, настолько искренний, настолько глубокий. Его взор проникает в каждый уголок души. Когда я встречался со Святейшим, а одно время я был временным членом Синода, я видел, как он отвечает на вопросы. Если он согласен, говорит «да». Если не согласен, то аргументированно говорит почему. Удивительное чувство такта, глубочайший интеллект, духовность – все это показывает нам, каким должно быть, как вести себя на кафедре. Время летит незаметно. Уже 8 лет, а я как будто вчера был рукоположен. Зачастую многие вещи я не понимаю в полной мере. Одно видение священника, одно видение руководителя отдела, одно видение епархиального архиерея и совсем иное видение Патриарха. И когда Святейший ставит какие‐то задачи, сначала кажется, что они невыполнимы. Когда начинаешь их выполнять, они не просто переходят в раздел вполне выполнимых, они еще и приносят большую пользу епархии. К вопросу о послушании. Что это такое? В армии дали приказ, солдат идет недовольный, бурчит, но все равно делает. У нас – благословение. Иди и делай, но только не бурчи, потому что это саморазорение. Конечно же, когда я кого‐то на что‐то благословляю, и человек выполняет, ему Господь помогает в силу послушания человека, в силу его восприятия власти. Власть предполагает какие‐то указания: письменные или устные, а также предполагает их исполнение. Тем паче, мы, как верные чада Православной Церкви, должны исполнять те указания, пожелания и задачи, которые ставит перед нами Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Вы краем коснулись указаний священноначалия для островной епархии, которые трудно было выполнить. Какие из них были самые яркие за 8 лет Вашего служения на кафедре?

- В сентябре 2010 года, когда Патриарх в первый раз посетил нашу епархию, вы помните, нам было дано благословение построить кафедральный собор, поскольку тот собор, который назывался кафедральным, изначально представлял из себя часовню с алтарем, потом он был расширен, но все равно места было недостаточно. Вот эта задача мне казалась совершенно невыполнимой. Думал: «Что же я могу сделать своими немощными руками?» Но меня поддержали многие наши сахалинцы и курильчане. Когда нашелся основной меценат строительства – «НК «Роснефть», обрели подрядчика, согласовали проект со Святейшим Патриархом, тогда я немножко успокоился. Но вдруг начались баталии по поводу места строительства. Часть населения Южно‐Сахалинска была недовольна выбранным местом, вопрос нужно было как‐торешать. Эти баталии привели к непростому решению по смещению места строительства собора на юг. Строительство началось. На первых этапах все шло относительно спокойно, но выползали многие моменты, которые требовали молитвенной поддержки. Я понимал, своими силами без помощи Божией эти вопросы решить невозможно. В стилобатной части, как только её залили, мы раз в 2 недели служили Божественную Литургию. А это зима, бетон, холод, но мы служим Литургию, понимая, что без неё строительство будет идти гораздо медленнее. Рука Господня помогает. Еще один случай могу привести – это региональный этап Рождественских чтений. Когда на чтения стали приезжать священники из районов со своими учителями, я только удивлялся, видя, как эти преподаватели впоследствии стали помогать священникам в деле духовного образования. Это работает, и работает великолепно. Отдельная история и у Огласительных бесед перед Таинством Крещения. Многие местные жители восприняли это нововведение так, что мол не надо, не нужно. Но благословение есть благословение. Мы его начали выполнять. Теперь убедились, что беседы помогают. Когда человеку объясняешь основы веры, он больше задумывается, больше вникает в церковную жизнь, понимая её значение. Это же очень важно. Еще можно сказать о духовенстве, которое окормляет воинские части. У нас сейчас 2 священника, которые являются помощниками командиров по воспитательной работе с верующими военнослужащими. Духовное окормление в армии важно. Армейская среда специфична. Батюшка там не только молебны служит, но выезжает вместе с личным составом на учения, общается со срочниками и командующим составом, организует экскурсии по святым местам острова. Это действительно помощники командира по воспитательной работе. От всей этой деятельности появляется совершенно иное отношение к самой Церкви со стороны паствы. А это лишь малая часть благословений священноначалия.

Исходя из ваших слов, можно понять, что перед епархиями ставятся совершенно разноплановые задачи. Известно, что при Патриархе Кирилле внутри Церкви многое поменялось, нововведения заметны и мирянам.

- Я бы сказал, что произошли качественные изменения внутри Церкви. Наша епархия к своим 25 годам жизни обрела некую самодостаточность. Мы выходим из приспособленных помещений, служим в классических храмах, все наше духовенство получило богословское образование, опять же по благословению Патриарха. Оно, кстати, тоже казалось мне невыполнимым. К слову, у нас за один год выпустилось 14 священников из Хабаровской духовной семинарии, отучившись там 5 лет и все они успешно прошли обучение. Два человека не успели защитить дипломы, но это вопрос времени. Так образование у нас получает все духовенство, а это приносит свои плоды. Когда мы накопили силы, когда епархия встала на ноги, появились новые задачи. Одна из них — преподавание модуля «Основы Православной культуры» в школах. Кроме этого, повышение уровня проведения Рождественских и Кирилло‐Мефодиевских чтений, иной уровень работы епархиальных отделов. Например, у нас есть отдел по тюремному служению. Один из его сотрудников, священник, состоит теперь в должности помощника начальника УФСИН по Сахалинской области по организации работы с верующими, осуществляя окормление и тех, кто находится в заключении, и тех, кто занимается их воспитанием, и тех, кто охраняет территорию учреждения. Изменения коснулись и молодежного отдела, социальное служение у нас встало на совершенно иную ступень. Островная епархия — одна из первых, где построили Приют для матерей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Нашлись добрые люди, которые помогли построить его и до сих пор находятся те, кто помогает его содержать. Социальный отдел помогает и тем, кто попал в зависимость от алкоголя и наркотиков. Есть ребцентр для этих людей. Все эти проекты и масштаб служения отделов состоялись благодаря тому, что предыдущие архиереи создали в свое время такую благодатную почву.

Из разговора предельно ясно, что работа Южно‐Сахалинской и Курильской епархии развернута широко. Она сама меняется, развивается. Говоря о восьмилетнем периоде вашего служения, прошу подвести его итог и поделиться планами на будущее.

- За эти 8 лет моего архиерейства, и за 16 лет пребывания на Сахалине (архиепископ Тихон приехал на Сахалин в 2003 году, здесь он принял монашество и священство – прим. авт.) – не много, казалось бы, я лишний раз убеждаюсь, что у нас прекрасные люди – сахалинцы и курильчане. И это вне зависимости от того, придерживаются ли они христианского мировоззрения или нет. В них чувствуется особая нравственность. Я имею право так говорить, поскольку сам приезжий. Я родом из Воронежа, но здесь мне внутренне комфортнее. Я не могу говорить лучше или хуже, есть такая пословица «Черня других, белей не будешь», но мне здесь жить гораздо комфортнее. Благодаря духовной почве, которые взрастили мои предшественники, произрастают хорошие плоды. Я вижу такой итог – поддерживается все то, что было заложено ранее. И хочу привести такую маленькую статистическую цифру: за 25 лет существования епархии островная земля дала 7 епископов. Это удивительная статистика. Если посчитать на душу населения, выходит очень высокий показатель. Духовно здесь благодатная почва. Я благодарен Богу за то, что Он определил меня сюда. Что касается планов на будущее, их много, но теперь мы имеем большой собор, его нужно наполнить, нужно организовать там работу со взрослыми и детьми, как в Духовно‐просветительском центре епархии. Тогда мы будем понимать, что у нас есть будущее. Духовное просвещение островитян – главная задача епархии на будущее. Нужно постараться, чтобы островитяне не только пришли ко Господу, но и познали Его здесь, на земле, чтобы в вечности имели возможность с Ним соединиться.

 

Беседовала монахиня Илариона (Фунтова)