Размер шрифта
-+
Цвет сайта
Изображения
Вкл.Выкл.

Успенский пост

14 августа Русская Православная Церковь отмечает Медовый спас и начало двухнедельного Успенского поста — последнего из многодневных постов в церковном году и единственного, посвященного Пресвятой Богородице.

Успенский пост дошел до нас с древних времен христианства, упоминания о нем известны с 450 года. Он начинается за две недели до праздника Успения Пресвятой Богородицы и длится с 14 по 27 августа.

Пост начинается с праздника «Изнесение честных древ Животворящего Креста Господня». По принятому в Православной Церкви чину в этот день совершается поклонение Кресту, на котором был распят Господь и Спас наш Иисус Христос и водосвятный молебен.

В народе этот день называют Медовым спасом — в конце литургии совершается освящение меда нового урожая, а православные хозяйки, по традиции, пекут постные блины со свежим медом.

19 августа — праздник Преображения Господня, посвященный воспоминанию о великом событии в жизни Иисуса Христа, когда Он, совершив половину Своего земного служения, преобразился пред учениками и показал славу Своего Божества. По давней традиции на Руси в этот день совершается освящение яблок и других плодов нового урожая, отчего сам праздник в народе именуется Яблочным спасом. Существует традиция соблюдать так называемый «яблочный пост» — не есть новых яблок и винограда до освящения.

Заканчивается пост двунадесятым праздником Успения Божьей Матери 28 августа — днем кончины и переходом в жизнь вечную Пресвятой Богородицы. В праздник Успения Церковь прославляет Божью Матерь, которая, приняв под свое покровительство род человеческий, ходатайствует за него пред Богом. Празднование этого дня учит, что смерть есть не уничтожение бытия человека, а только переход от земной жизни ‑ к жизни небесной, к вечному бессмертию.

По церковному преданию Пресвятая Богородица узнала о времени своего перехода из этого мира, она готовилась к нему постом и усиленной молитвой, хотя она и не нуждалась в очищении души или исправлении — вся ее жизнь была образцом святости и жертвенности. Православные постятся, подражая подвигу Богородицы, желая хотя бы отчасти уподобиться ее чистоте.

Пост — это в первую очередь воздержание ради Христа — как в телесных удовольствиях, так и в душевных развлечениях. Верующие стараются с помощью Божией победить определенный свой недостаток, вернуть мир и согласие в те отношения с ближними, где они утеряны.